9.3. В чем проявляется человечность? (по тексту Ю.И. Коваля)


Человечность – это нравственное качество человека, основанное на добром и гуманном отношении к другим людям и предполагающее наличие чувств милосердия, сопереживания, сочувствия, сострадания и взаимопомощи. В чем же заключается человечность? В первую очередь, в умении понимать другого человека – близкого, знакомого и даже незнакомого. Человечное отношение проявляется в том, что человек стремится понять мотивы поступков другого человека, даже если тот совершил ошибку, в этом случае человек сделает все возможное, чтобы совершивший неправильный поступок пришел к верному выводу без явных страданий, он поможет найти такому человеку верный путь через поддержку и помощь, а не через обвинения и укоры.

Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст Ю.И. Коваля и на читательский опыт.


В тексте Ю.И. Коваля показано, что девочка Нюрка обвиняет маленького мальчика Витьку, которому было всего около шести лет, в том, что он убил ястреба, который являлся таким же живым существом, как и кролики, которых они охраняли. Автор показывает, что героиня не видела ничего плохого в слезах Витьки, она считала, что он должен испытывать угрызения совести за то, что убил птицу. Примечательно, что в тексте явно не выражена авторская позиция, но важно учесть, что Нюрка могла высказать свою позицию более деликатно и тактично, не заставляя чувствовать совсем еще ребенка вину за то, что он выполнял свое назначение сторожа, защищая кроликов от ястреба. Автор демонстрирует, что Нюрка довольно жестока по отношению к Витьке, она не дает ему никакого права на ошибку, в то время как другие ребята проявляют человечность. Они защищают Витьку, видя, что он и так переживает из-за совершенного поступка. Ребята просят Нюрку «иметь совесть» и ни в чем не обвинять Витьку, отмечая, что он «к ястребу не лез», а лишь защищался от нападавшей на кроликов птицы. В тексте показано, что все, кроме Нюрки, отнеслись к поступку Витьки с пониманием.

О том, что такое человечность, заставляет задуматься и рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». В повествовании демонстрируется, как мальчик Витька совершает безнравственные поступки, когда отдает своей бабушке на продажу набитый травой туесок, сверху присыпанный для видимости ягодой, и когда ворует у нее калач, чтобы левонтьевские ребята не рассказали ей правду. Но, несмотря на строгость бабушки Катерины Петровны и несмотря на то, что она действительно была огорчена поступком внука, она не стала обижаться на Витьку и обвинять его, постоянно говоря о произошедшем. Катерина Петровна решила преподать своему внуку жизненный урок другим способом: через сострадание и добро. Понимая, что Витька – еще ребенок, который нередко совершает ошибки, получая таким образом жизненный опыт, необходимый для дальнейшего существования, Катерина Петровна спокойно относится к поступку внуку. Символом того, что бабушка с пониманием отнеслась к Витьке, и так испытывавшему угрызения совести, является то, что она дала ему пряник в виде коня с розовой гривой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человечность проявляется в любви к окружающим, в неравнодушном отношении к любому человеку, в понимании и желании помочь ему.




Вариант 9 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «В художественной литературе диалоги выступают как стилистический прием, средство оживления рассказа» - Г.Я. Солганик
  • 9.2. «Но Нюрка ничего не ответила. Она надулась и молча вывалила картошку из чугуна прямо на траву» (по тексту Ю.И. Коваля)