«В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода» (по тексту Гроссмана)
Как проявляется человечность на войне? Именно этот вопрос возникает при чтении текста советского писателя В.С. Гроссмана.
Через описание одной военной ситуации, произошедшей с Климовым, немцем и Поляковым, раскрывается проблема проявления человечности на войне.
Ни Климов, ни немец, осознав, что находятся в одной и той же яме, не стали предпринимать попыток бороться друг с другом, чтобы одержать победу над представителем вражеского народа. В повествовании отмечается, что Климова и немца объединили желание жизни и страх смерти, поэтому ни у одного из «двух военных жителей» не сработал тот «совершенный и безошибочный» автоматизм убийства противника, который они использовали в боях. Показывая, что Климов и немец, вылезшие из ямы, пытались понять, не видело ли их начальство, что они выбрались из одной ямы с врагом, что они не убивали друг друга, автор выражает мысль о том, что оба персонажа даже и не пытались причинить друг другу смертельный вред, что и Климов, и немец проявили друг к другу человечность.
Названная проблема раскрывается и при помощи образа Полякова, который спрыгнул в яму вместе с Климовым. В тексте подчеркивается, что Поляков видел «заросшего щетиной немца», которого Климов в темноте спутал с ним, однако он не предпринял попыток убить врага. В повествовании говорится о том, что Поляков «сидел поодаль» и молчал.
Автор хотел сказать о том, что Климов и Полков с одной стороны, и немец с другой стороны не стремятся убить друг друга, находясь в одинаковой трудной жизненной ситуации, они проявляют человечность, рассматривая друг друга не как противников, а как людей.
Авторская позиция ясна. Она заставляет задуматься над тем, что даже на войне нужно проявлять человечность, поскольку противники – такие же люди, которые имеют такие же чувства и эмоции. Обратимся к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.
В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показано, что ненависть главной героини Марии, семья которой была убита немцами, по отношению к встреченному незнакомому немцу сменилась милосердием, когда немец произнес слово «мама». Зная, что такое родительская боль, Мария поняла, какую боль испытает мать того немца, которого она встретила. Посмотрев на героя не как на представителя вражеского народа, а как на человека, чьего-то сына, Мария проявила человечность.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Греясь ночью у костра, русские солдаты увидели двух французов: офицера Рамбаля и его денщика Мореля. Вместо того чтобы убить их, представители русского народа принесли им шинели, дали каши и водки, после чего на руках отнесли замерших и обессилевших французов в избу, занятую самим полковником. Автор показывает, что даже в военных условиях можно оставаться людьми, помогая тем, кто в этом нуждается.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на войне человечность проявляется в том, что представители враждующих народов смотрят друг на друга не как на противников, а как на таких же людей, как и они сами.