13.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» Г.Г. Граник (по тексту И.С. Шмелева)


Известный современный лингвист Генриетта Григорьевна Граник отмечает, что «знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами». Это действительно так. Знаки препинания отделяют фразы по смыслу, помогая избежать путаницы, выделяют фрагменты и способствуют лучшему восприятию прочитанного. Вопросительный и восклицательный знаки передают интонацию и дополняют предложения эмоциональной окраской, чего нельзя достичь с помощью одних букв. Двоеточия поясняют контекст дальнейшего высказывания, а многоточия намекают на глубокий смысл сказанного. Тире всегда используются в диалогах и дают картину оживленной, эмоциональной речи.

В тексте И.С. Шмелева знаки препинания говорят о многом, помогая читателю проникнуться эмоциональным настроем рассказа. Так, например, в предложениях 21, 27, 33, 35, 44, 46, 48, 51, 56 используется тире, которое воспроизводит живое общение дяди с мальчиком. Речь дяди немного иронична, так как он хочет слегка осадить пыл мальчика, который расхвастался тем, что уже много прочитал различных книг. «Поди-ка сюда, голова», – говорит он (предложение 19). Мужчина советует мальчишке оставить свои увлечения приключенческим чтивом, и остановить свой выбор на классических произведениях. Перед читателем ясно предстает картина общения с ребенком, в диалогах ему слышится заботливый, строгий голос дядюшки и робкие ответы мальчишки.


Восклицательные предложения воссоздают эпизод радостного приветствия дядей племянника, который очень удивился, когда тот пришел к нему без родительского сопровождения (предложения 21-25). Очевидно, дядя весьма был рад встрече и, как искушенный читатель, он сразу же поинтересовался, какими книгами увлекается его гость. Он в шутку называет его «фертом» – то есть человеком с непростым характером. Восклицания сглаживают замечания дяди, который настоятельно советует сделать выбор в пользу классических произведений.

Также в тексте есть много уточняющих членов предложения, которые воссоздают в деталях обстановку. Так, например, в предложении 13 автор, описывая интерьер комнаты, замечает, что кресло стояло «в углу, у окна». Дымчатый кот спал «на коврике, у его ног» (предложение 14). В воображении читателя рождается картина уюта, спокойствия и одухотворенности атмосферы. Очевидно, что дядя мальчика любит проводить большую часть времени в домашней, уютной обстановке за чтением книг. В тексте много сложноподчиненных предложений: они очень подробно описывают сложившуюся ситуацию, а также служат прекрасным описанием встречи с момента появления мальчика в доме дяди.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знаки препинания действительно помогают сказать автору гораздо больше, чем это можно выразить при помощи одних букв. Знаки препинания детально воспроизводят эмоциональный настрой героев, подчеркивают речевые особенности героев и склад характеров.




Вариант 23 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Надо читать хорошие книги, где говорится о жизни. Каждая из них – часть сердца человека, которого называют писателем!» (по тексту И.С. Шмелева)
  • 13.3. Почему чтение должно быть избирательным? (по тексту И.С. Шмелева)