«Формальные правила можно изменить за день, неформальные ограничения - нет» - Норт


Д. Норт утверждал: «Формальные правила можно изменить за день, неформальные ограничения – нет».

С высказыванием Д. Норта можно согласиться. Формально определенное правилом поведения, установленным и обеспечиваемым государством и направленным на урегулирование общественных отношений, называется норма права. Нормы права относятся к социальным нормам, то есть к правилам, регулирующим деятельность людей. К социальным нормам также относятся нормы морали, нормы традиций и обычаев. Они являются неформальными. Отличием формальных и неформальных норм является зафиксированность или незафиксированность в письменной форме: формальные нормы зафиксированы в письменной форме, неформальные – не зафиксированы. Формальные нормы не вечны, они способны появляться, изменяться и исчезать. Делается это путем принятия политических или юридических решений. Неформальные же нормы, к которым люди привыкли с детства, тяжело отменить полностью, убрав их из сознания людей.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. В соответствии с 14 статьей «Семейного Кодекса РФ», между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, не допускается заключение брака. Следовательно, многоженство в Российской Федерации официально запрещено. Несмотря на это, в России во многих мусульманских семьях и даже в немусульманских семьях мужчины имеют сразу несколько жен, хотя такие браки не являются официальными. Многоженство многими мусульманами считается традицией, которую они не хотят нарушать, поэтому они живут с несколькими женами, несмотря на отсутствие официального разрешения.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В стихотворении С.А. Есенина «Возвращение на Родину» на примере изменений в доме лирического героя показаны изменения, произошедшие во всей стране. Сестры лирического героя стали комсомолками, что говорит о времени действия: становление власти Советского Союза, которое, как известно, было атеистическим государством. Дед лирического героя рассказывает внуку о том, что его сестры «иконы выбросили с полки», что «на церкви комиссар снял крест». Однако религиозные притеснения не уничтожили веру деда лирического героя. Он признается, что все равно ходит молиться, однако делает это в лесу «украдкой», молясь осинам. Стихотворение С.А. Есенина заставляет задуматься над тем, что в отличие от норм, зафиксированных в принятых законах, постановлениях и решениях власти, нормы традиций и обычаев изменяются не так быстро или не изменяются вовсе.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что формальные правила, к которым относятся нормы права, можно принять, изменить и упразднить за один день, в то время как неформальные ограничения, к которым относятся нормы морали, нормы традиций и обычаев, не так быстро или совсем невозможно изменить, поскольку они находятся в сознании людей, привыкших к традициям и обычаям.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Самое большое преступление - это безнаказанность» - Шоу
  • «Где есть субъективное право, там непременно имеется и правовая обязанность» - Шершеневич
  • «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно» - Гегель
  • «Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла» - Джефферсон