«Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла» - Джефферсон


Т. Джефферсон, рассуждая о законах, размышлял так: поскольку они пишутся для обыкновенных людей, то они должны основываться на «обыкновенных правилах здравого смысла».

С высказыванием Т. Джефферсона нельзя не согласиться. Из курса обществознания известно, что закон – это принимающийся компетентными органами государственной власти нормативно-правовой акт, регулирующий общественную жизнь. Одним из признаков закона является то, что он общеобязателен для исполнения как должностными лицами, так и населением. Так как в общественной жизни принимают участие не только представители государственной власти, которые знают закон, но и представители простого народа, которые не обладают широким знанием абсолютно всех законов, важно, чтобы законы были легкодоступными для понимания всех людей и граждан. Доступность понимания законов помогает в соблюдении людьми и гражданами этих законов. А понятными законы будут в том случае, когда в них будут зафиксированы логичные для цивилизованного общества принципы. Законы должны учитывать права и свободы всех людей и граждан.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. Конституция РФ гласит, что каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, что все равны перед законом и судом, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Все это подчеркивает общеобязательность закона, который должны соблюдать все. Для этого необходимо знание и понимание закона. В Конституции отражены «обыкновенные правилах здравого смысла», которые могут быть поняты каждым человеком и гражданином благодаря их логичности. Например, в статье 20 говорится о том, что каждый имеет право на жизнь. Данное положение легко понимается обычным населением, поскольку принцип «ни убий» действовал еще до образования государства, поэтому воспринимается на генетическом уровне.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» показаны абсурдные решения градоначальника Бородавкина, который, осознав, что глуповцы «совсем отстали от употребления горчицы», «объявил это употребление обязательным», решив, что не положит оружия до тех пор, пока не будет ни одного нарушающего данный закон глуповца. Всего с правлением Бородавкина связано четыре «войны за просвещение»: за употребление горчицы; за пользу от устройства под домами каменных фундаментов; за развод персидской ромашки; по причине учреждения академии. Автор показывает, что градоначальник, который должен был защищать интересы и права народа, вместо того, чтобы следить за соблюдением главного права человека на жизнь, сам организовывал войны против народа, требуя от глуповцев абсурдных вещей, не подающихся логике и здравому смыслу.

Таким образом, так как законы принимаются не только для должностных лиц, но и для простого населения, не обладающего широкими юридическими знаниями, необходимо, чтобы законы были легкодоступны для понимания, для чего они должны быть логичными.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Формальные правила можно изменить за день, неформальные ограничения - нет» - Норт
  • «Самое большое преступление - это безнаказанность» - Шоу
  • «Где есть субъективное право, там непременно имеется и правовая обязанность» - Шершеневич
  • «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно» - Гегель