«Говорить, что нравственные идеалы врожденные или представляются результатом инстинкта, это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита» - Гольбах


П.А. Гольбах, поднимая проблему приобретения нравственных ценностей, утверждал: «Говорить, что нравственные идеалы врожденные или представляются результатом инстинкта, это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита».

С высказыванием П.А. Гольбаха нельзя не согласиться. Каждый человек с рождения не умеет читать, но имеет возможность научиться читать. То же самое можно сказать про нравственные ценности: каждый человек с рождения не обладает никаким жизненным опытом, однако имеет возможность его получить. Если бы нравственные идеалы были бы врожденными, то человеку для того, чтобы стать личностью, не был бы необходим процесс социализации, который для полноценной жизни человека начинается с самого рождения. Если бы нравственные ценности были бы врожденными, то личностью был бы любой индивид вне социума. Нравственные ценности – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в повседневной жизни. То, какие нравственные идеалы будут у конкретного человека, зависит от процесса становления его личности. На формирование нравственных ценностей человека влияют институты социализации личности: семья, дошкольные и школьные учреждения, трудовые и общественные организации, неформальные объединения и др. Нравственные идеалы – это результат социализации, а не спонтанные или врожденные установки.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни современного общества. Следующая модель социальных ситуаций, к сожалению, нередка: в дисфункциональных семьях, где родители ничего не знают о нравственности, дети совершают аморальные и противозаконные поступки, поскольку они, видя пример родителей, не знают, что жить можно по-другому. Если бы родители занимались воспитанием таких детей, то нравственные ценности у них были бы совершенно другими. Нравственные идеалы – это явление не врожденное, а приобретенное, в частности благодаря родительскому воспитанию или отсутствию воспитания.

О врожденности или приобретенности нравственных ценностей заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». До шестнадцатилетнего возраста главный герой Петр Гринев был настоящим недорослем, гоняющим голубей, мечтающим о разгульном образе жизни, который он хотел вести на службе в Петербурге, и даже не думающим о собственном развитии. Однако такие идеалы жизни сопровождают Петра Гринева не до конца жизни, данный отцом наказ «Береги честь смолоду», любовь к Маше Мироновой и происходящие в стране события, требующие от главного героя выбора и ответственности, меняют мировоззрение Петра Гринева. Теперь его главными жизненными ценностями становятся любовь, семья, справедливость, честь и достоинство. То, что идеалы Петра Гринева претерпевают изменения на протяжении повествования, говорит о том, что нравственные ценности не являются врожденным явлением, они приобретаются человеком.

Таким образом, человек не рождается с нравственными идеалами, они приобретаются человеком в процессе становления личности под воздействием многих институтов социализации.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» - Паскаль
  • «Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы» - Сенека
  • «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» - Толстой
  • «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» - Эмерсон