«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» - Паскаль


Паскаль утверждал: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». Здесь представлены рассуждения о том, что о человеке говорят не его отдельные поступки, которые человек мог совершить продуманно, а его повседневная жизнь, лишенная фальши и наполненная искренностью, какой бы она ни была.

С высказыванием Паскаля невозможно не согласиться. Действительно, из курса обществознания известно, что нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Из самого понятия нравственности следует, что она связана с повседневной жизнью, а не с отдельными поступками. Если отдельные поступки могут быть совершены человеком по какой-то причине или для какой-то цели, то в повседневной жизни человек руководствуется теми принципами и установками, которые он считает для себя верными и справедливыми. В повседневной жизни наблюдается истина, то есть явление, соответствующее действительности, в то время как при совершении некоторых поступков люди, чтобы показать себя с лучшей стороны, распространяют ложь, то есть убеждения, не отображающие реальную действительность.


О том, что о нравственности человека необходимо судить по его повседневной жизни, рассуждает В.В. Маяковский в стихотворении «Ханжа». Здесь говорится о том, что Петр Иванович Васюткин «бога беспокоит много – тыщу раз, должно быть, в сутки упомянет имя бога». Но эта религиозность только показная, за ней он пытается скрыть свои безнравственные поступки: воровство, «цапание» взяток, отсутствие помощи нищим, «сколько ни проси», пьянство, «сечка» собственных детей, «чтоб держать их в страхе божьем», избиение своей жены. В.В. Маяковский показывает, что Петр Иванович Васюткин, считая себя хорошим человеком и даже «святошей», чувствуя «на душе и мир и ясь», на самом деле имеет «хитрый нрав». Автор демонстрирует, что такие «всероссийские ханжи», «имя божеское помнящ», на самом деле «грабят, режут». Их внутренние убеждения полностью противопоставлены религиозному облику. В стихотворении выражена мысль о том, что таких, как Васюткин Петр Иванович, нужно оценивать не по показной праведности, а по тем поступкам, которые они совершают в повседневной жизни, руководствуясь истинными ценностями и принципами.

В качестве другого факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. Чикатило – один из самых жестоких советских серийных убийц. Долгое время он оставался вне подозрения, совершая многочисленные поступки, чтобы показать себя с лучшей стороны. Например, Чикатило, будучи дружинником, то есть входящим в добровольную организацию, оказывающую помощь государственным правоохранительным органам, помогал работникам милиции в поимке самого себя – маньяка, которого искали уже долгое время. Но повседневность была другая, противоположная внешней, показной добропорядочности Чикатило: за всю свою жизнь он убил не менее 50 человек.

На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать вывод о том, что о личности человека нужно судить не по каким-то отдельным поступкам, которые могут совершать для чего-то или вопреки чему-то, а по действиям человека в повседневной жизни.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Говорить, что нравственные идеалы врожденные или представляются результатом инстинкта, это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита» - Гольбах
  • «Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы» - Сенека
  • «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» - Толстой
  • «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» - Эмерсон