«Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» - Эмерсон


Р.У. Эмерсон, поднимая проблему сущности цивилизации, утверждал: «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

С высказыванием Р.У. Эмерсона нельзя не согласиться. Для развития цивилизованного общества необходимо, чтобы каждый гражданин страны был личностью, то есть субъектом сознательной деятельности и социальных отношений, а не просто индивидом, то есть конкретным представителем всего человеческого рода. Процесс становления личности – это социализация, то есть процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включения личности в систему общественных отношений. В цивилизованном обществе государство выполняет функцию одного из агента социализации. Государство должно уделять внимание процессу социализации каждого гражданина, создавать для этого процесса определенные условия. Неважно, какую площадь занимает государство и сколько урожая оно собирает, богато оно или бедно, важно то, в соответствии с какими принципами живут граждане этого государства. Цивилизованным является то государство, в котором граждане живут по законам морали, которая обобщает высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.


Приведем пример из истории в качестве факта, который бы подтверждал данную точку зрения. Многие историки и исследователи считают, что СССР был великой советской цивилизацией. С этим можно согласиться, посмотрев лишь на участие советского народа в Великой Отечественной войне, где граждане в первую очередь думали о благе находящейся в опасности Родины, которая нуждалась в помощи. Представители советского народа в военное время продемонстрировали дружелюбность по отношению друг к другу, сплоченность и искреннюю любовь к Отчизне, которые и помогли победить врага.

Вторым подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В притче Дж. Оруэлла «Скотный двор» показано, как животные восстают против владельца фермы и овладевают усадьбой, образуя собственное государство, лишенное власти человека. О недавно появившемся «Скотном дворе» вскоре узнали все в округе, никто из людей не мог победить животных, борющихся за свободу. Животных отличала сила. Однако цивилизованным «Скотный двор» назвать нельзя, поскольку все животные, кроме царствующих свиней и прислуживающих им собак, жили в несправедливом и несвободном обществе и ничего не делали для того, чтобы изменить собственное положение, считая, что измененный свиньей Наполеоном, захватившим всю власть в свои руки, принцип «Все животные равны» на «Все животные равны, но некоторые животные равнее» верен и истинен. Неважно, какое влияние имел «Скотный двор», цивилизованным его нельзя назвать из-за того, что животные жили не по морали.

Таким образом, показателем цивилизации является не площадь, не богатство и не уровень образования, а сущность человека, его принципы, моральные качества и поведение.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Говорить, что нравственные идеалы врожденные или представляются результатом инстинкта, это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита» - Гольбах
  • «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» - Паскаль
  • «Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы» - Сенека
  • «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» - Толстой