«Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы» - Сенека


Сенека, поднимая проблему сходства и различия права и нравственности, утверждал, что нравственные обязанности намного шире тех обязанностей, которые предписаны законом.

С высказыванием Сенеки нельзя не согласиться. Законы регулируют наиболее важные отношения внутри социума, они не затрагивают все аспекты общественной жизни. Право – это система норм и правил, исполнение которых контролируется государством с помощью принудительной силы, в то время как мораль – это сфера культуры, в которой обобщаются строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Как видно из понятий, именно мораль и нравственность связаны со всеми сферами жизни общества. Жизнь человека разнообразна и многолика, поэтому не все ее проявления могут быть зафиксированы в законах. Правовые нормы являются лишь частью социальных норм, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека и общества. Круг нравственных обязанностей выходит за рамки права. Соблюдение морали позволяет человеку не только быть добропорядочным гражданином, но и оставаться человеком в широком смысле этого слова.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. До отмены крепостного права в России у крестьян почти не было никаких прав, их жизнь полностью зависела от решений помещика, на земле которого жил и работал крестьянин. Крестьяне были вынуждены постоянно трудиться, чтобы обеспечить комфортную жизнь помещиков, которые в свою очередь могли продать своих крестьян и даже наказать их телесно. С точки зрения права того времени ни телесные наказания по отношению к крестьянам, ни полное управление их жизнью не нарушали закон. Что же касается нравственности, то поступки помещиков, которые относились к крестьянам как к рабам, не видя в них людей, которые давали себе право избивать таких же людей, как и они сами, были аморальными, что доказывает мысль о том, что закон и нравственность не равны друг другу.

О поднятой Сенекой проблеме заставляет задуматься рассказ И.А. Бунина «Цифры». Поступок дяди Жени, который из-за лени идти в город для покупки бумаги и карандашей, которые просил его племянник для того, чтобы научиться писать цифры, довольно строго общался с ним, с точки зрения закона не был неправильным. Однако дядя Жени, впоследствии рассуждая о собственном поведении, выходит за рамки права и анализирует своей поступок с точки зрения нравственности. Он чувствует стыд за то, что не поддержал стремление мальчика познавать окружающий мир, равнодушно отнесся к детским стремлениям и мечтам. Несмотря на то что по закону дядя Жени не должен был нести наказание, герой наказывает себя сам: он чувствует угрызения совести, он исповедуется перед своим племянником, признавая свою ошибку и называя свой поступок в тот день «великим грехом».

На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать вывод о том, что закон регулирует лишь часть общественных отношений, регулятором норм всех сфер жизнедеятельности является нравственность.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Говорить, что нравственные идеалы врожденные или представляются результатом инстинкта, это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита» - Гольбах
  • «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» - Паскаль
  • «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» - Толстой
  • «Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной» - Эмерсон