«Культура для общества - то же, что память для отдельного человека» - Триандис


Г. Триандис, поднимая проблему роли культуры в общественной жизни, выражает мысль о том, что культура для общества выполняет ту же функцию, что и память для человека.

С высказыванием Г. Триандиса нельзя не согласиться. В узком смысле слова культура – это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых следующим поколениям. Под культурой можно понимать совокупный результат материальной и духовной деятельности человека на протяжении всего существования человечества. Под материальной культурой принято понимать совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, а под духовной культурой – результаты духовного творчества, сотворенные разумом и чувствами людей. Культура накапливает в себе достижения человечества за всю историю его существования, обеспечивая тем самым сохранение опыта прошлого, укрепляя связь поколений. Так же, как отдельный человек при помощи памяти вспоминает то, что с ним происходило раньше, так и человечество благодаря объектам культуры имеет возможность знать, что происходило несколько десятков и даже сотен лет назад. Люди могут не только увидеть предметы человеческого труда собственными глазами, но и понять, какими представлениями о смысле жизни, нормами, традициями и предписаниями руководствовались прошлые поколения.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. Изучение культуры цивилизации майя помогает людям узнать, как проходила жизнь в прошлом. Известно, что в основу верований майя легла теория цикличности времени, при которой мир воспринимался как вечно повторяющиеся события. Майя совершали основанные на обычаях религиозные действия, одним из которых было жертвоприношения. Когда жрецы предсказывали плохое время, майя, желая избавиться от гнева богов и успокоить их, проводили «кровопускания» на собственных и чужих телах, приносили в жертву небольших животных, а иногда и людей. Обычай жертвоприношения основывался на вере в то, что человеческая кровь необходима Космосу для постоянного обновления и что только благодаря приношению жертв жизнь во Вселенной может существовать.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» отразилась деятельность реально существующей организации «Молодая гвардия», члены которой вели подпольную деятельность против немцев в оккупированном Краснодоне, являясь представителями молодежи. В финале романа показано, что в честь подвига молодых героев, отдавших жизнь за Родину, были сооружены памятники, на которых были написаны имена членов «Молодой гвардии» и взрослых подпольщиков. Так, памятник – является материальной культурой. Но от поколения участников Великой Отечественной войны остается и духовная культура: память о великом подвиге членов «Молодой гвардии», которые искренне любили Отчизну и делали все возможное, чтобы помочь ей.

Таким образом, культура играет важную роль в общественной жизни, поскольку через материальную и духовную культуру передается информация о жизни прошлого, сохраняется опыт предков и укрепляется связь поколений.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Внеобщественный человек не может иметь морали» - Вольтер
  • «Входя в общественный союз и вступая на путь общественного прогресса, личность не утрачивает своего безусловного значения» - Новгородцев
  • «Дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины» - Белинский
  • «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» - Кант