«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» - Кант


И. Кант, поднимая проблему взаимосвязи рационального и чувственного уровней познания, утверждал: «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

С высказыванием И. Канта нельзя не согласиться. Знание – это результат познания, под которым понимается процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о действительности. Из курса обществознания известно, что есть два уровня познания: рациональный и чувственный. Рациональное познание, формами которого являются понятие, суждение и умозаключение, – это способ отражения действительности, осуществляющийся посредством мышления. Чувственное познание, формами которого являются ощущение, восприятие и представление, – это способ отражения действительности, осуществляющийся посредством органов чувств, к которым относятся зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. Оба вида познания тесно связаны друг с другом, связь между ними имеет характер взаимообусловленности и взаимодополнения. Так как чувственное познание предопределенно рациональным, которое в свою очередь формируется на основе чувственного, они не могут существовать отдельно. Использование двух элементов единого процесса познания позволяет узнать одну и ту же действительность с разных сторон.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. Научным мифом является то, что на голову Ньютона упало яблоко. Это не совсем так: Ньютон стал свидетелем того, как с яблони на землю падает яблоко. Наблюдается чувственное познание, осуществляющееся посредством зрения; формой познания является восприятие. Увиденное Ньютоном заставило его задуматься над тем, по какой причине яблоко упало вниз и какая сила потянула его. Затем наблюдается рациональная форма познания: Ньютон пришел к выводу о том, есть определенная сила, притягивающая предметы, что эта сила воздействует и на другие предметы. Получается, что известный на весь мир ученый Ньютон открыл закон всемирного тяготения при помощи обеих форм познания.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе В.А. Каверина «Два капитана» показан путь Сани Григорьева по доказательству того, что к гибели экспедиции на шхуне «Св. Мария» под руководством капитана Татаринова, причастен его двоюродный брат Николай Антоныч. Живя в Москве, Саня Григорьев вспоминает письмо, которое читала тетя Даша, когда он еще жил в Энске. Главный герой, уже знавший о пропаже экспедиции, осознает, что то письмо принадлежит капитану Татаринову. Вспомнив, что в письме говорилось о том, что некий Николай виноват в плохом снаряжении экспедиции, из-за которого и возникли проблемы, Саня Григорьев предположил, что человеком, плохо снарядившим экспедицию, был Николай Антоныч. Спустя время Сане Григорьеву действительно удается найти погибшую экспедицию и доказать причастность Николая Антоныча. Так, чувственное познание помогло герою прийти к рациональному выводу.

Таким образом, в процессе познания для достижения знания происходит использование как рационального, так и чувственного познания, которые взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены и взаимодополняемы.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Внеобщественный человек не может иметь морали» - Вольтер
  • «Входя в общественный союз и вступая на путь общественного прогресса, личность не утрачивает своего безусловного значения» - Новгородцев
  • «Дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины» - Белинский
  • «Культура для общества - то же, что память для отдельного человека» - Триандис