«Внеобщественный человек не может иметь морали» - Вольтер


Вольтер, поднимая проблему необходимости процесса социализации в становлении моральных ценностей, утверждал: «Внеобщественный человек не может иметь морали».

С утверждением Вольтера нельзя не согласиться. Общество – это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом. Уже из определения видно, что мораль опирается не только на нравственные убеждения отдельной личности, но и на авторитет общественного мнения. Становление моральных принципов у индивида происходит только в процессе социализации, под которым понимается процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включения личности в систему общественных отношений. Человек, жизнь которого проходит вне общества, не получает представлений о морали. Именно общество формирует у индивида моральные ценности.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. И в прошлом, и даже в современности существуют так называемые «дети-маугли» – одичавшие дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции, вне контакта с людьми. Из-за того что такие дети почти с рождения были лишены общения с людьми, не испытывали ни любви, ни ласки со стороны других людей, не имели опыта социального поведения, они не могли узнать, что такое хорошо и что такое плохо, поскольку такие представления дают семья как первичный институт социализации, детские сады и школы как вторичные институты социализации. Пример «детей-маугли» подтверждает, что невозможно иметь моральные ценности, живя вне социума.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» показано поведение Ларры, сына девушки и орла. Герой с рождения не был частью социума, из людей рядом с ним была только его мать, однако в повествовании подчеркивается, что властвующее положение в семье занимал орел, который и воспитывал Ларру. Полуорел-получеловек, не имея социального опыта, не имел никаких представлений о добре и зле. Поэтому, когда Ларра оказался в племени матери после смерти отца-орла, он не захотел подчиняться тем нравственным правилам, которые существовали в племени и которым подчинялись все члены этого племени. Об отсутствии у Ларры морали особо ярко говорит эпизод убийства им девушки за то, что та не захотела быть с ним. М. Горький показывает: поведение воспитанного вне общества и не прошедшего процесс социализации Ларры аморально, оно противоречит всем общественным нормам, которые ему никто не привил в детстве.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что только у человека, находящегося внутри общества, могут сформироваться моральные ценности, индивид вне социума не имеет морали, поскольку она формируется только с помощью социализации.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Входя в общественный союз и вступая на путь общественного прогресса, личность не утрачивает своего безусловного значения» - Новгородцев
  • «Дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины» - Белинский
  • «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» - Кант
  • «Культура для общества - то же, что память для отдельного человека» - Триандис