«Нельзя совместить административное регулирование потока товаров с другим распределением, осуществляемым естественным путем» - Эрхард


Л. Эрхард, поднимая проблему невозможности направления рыночной экономики и государством, и самим рынком, утверждал: «Нельзя совместить административное регулирование потока товаров с другим распределением, осуществляемым естественным путем».

С высказыванием Л. Эрхарда можно согласиться частично. Все зависит от степени вовлеченности государства в рыночную экономику. Нередко при административном регулировании цен происходит сокращение объема реализуемого товара и формирование и разрастание теневой экономики, что снижает возможности для экономического развития. Поток товаров может регулироваться самим рынком, это происходит за счет того, что производители обращают внимание на спрос, то есть на желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товаров по определенной цене в определенное время. Рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, рыночного ценообразования, договорных отношений между субъектами экономических отношений и ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Одной из предпосылок экономического роста стало снижение регулирующей роли государства. Однако свободный рынок не полностью ликвидирует государственное управление, он лишь снижает вмешательство государства. «Невидимой рукой» рынка является конкуренция, под которой понимается соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Однако без законодательного регулирования тяжело сохранять в экономике конкурентную борьбу, которая способствует достижению общего экономического равновесия. Административное регулирование конкуренции основывается на борьбе с недобросовестной конкуренцией и монополизацией экономики.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. В 1890 году был принят первый антимонопольный закон США – закон Шермана, согласно которому препятствие свободе торговли созданием монополии и вступление в сговор с такой целью считалось преступлением, за которое необходимо было понести наказание в виде штрафов, конфискаций и даже тюремных сроков. В 1990-х годах антимонопольное законодательство было принято в более 40 государствах с формирующейся или сформированной рыночной экономикой. В частности антимонопольная борьба была организована и в России, что наблюдается и на сегодняшний день.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни. На открытии Всемирного экономического форума в Давосе Президент Российской Федерации В.В. Путин утверждал, что чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государств является одной из основных ошибок, которые могут совершить правительства. Однако В.В. Путин порицает именно чрезмерное вмешательство, не отрицая необходимости вмешательства государства в целом. В Российской Федерации наблюдается фискальная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. На это указывают налоги как наиболее важные инструменты фискальной политики.

Таким образом, административное регулирование экономики возможно, а в некоторых случаях и необходимо, если вмешательство государства не тотальное, а сниженное.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «По степени уважения к труду и по умению оценивать труд ... можно узнать о степени цивилизованности народа» - Добролюбов
  • «Повышение жизненного уровня является не столько проблемой распределения, сколько производства, точнее, производительности» - Эрхард
  • «Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем» - Харрис
  • «Постольку большинство из нас является и производителем, и потребителем, то инновации одновременно как положительно, так и отрицательно влияют на наше благосостояние» - Шваб