«По степени уважения к труду и по умению оценивать труд ... можно узнать о степени цивилизованности народа» - Добролюбов


Н.А. Добролюбов утверждал: «По степени уважения к труду и по умению оценивать труд … можно узнать о степени цивилизованности народа».

С высказыванием Н.А. Добролюбова можно согласиться. Из курса обществознания известно, что труд – один из факторов производства, направленный на создание материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности индивида и общества. Тип производства и характер труда зависимы от типа общества: в традиционном (аграрном) обществе был ручной труд индивидуального характера, в индустриальном (промышленном) обществе преобладал машинный, механизированный труд, а в постиндустриальном (информационном) обществе наблюдается автоматизированный, компьютеризированный процесс с творческим началом. Цивилизованным обществом является общество, основанное на идеях закона, свободы, справедливости, разума. В традиционном обществе существовали сословия и классы, а индустриальное общество характеризуется подвижностью социальных классов. Формальное деление на «богатых» и «бедных» провоцирует обесценивание труда: «богатые» пользуются деятельностью «бедных», воспринимают ее как должное и обязательное к исполнению, совершенно не ценят самих исполнителей. Для постиндустриального общества, которое более цивилизованно, характерно стирание классов, что приводит к положительному отношению к любому труду. Так, по степени отношения к труду можно определить степень реализации идей закона, свободы, справедливости и разума.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из литературы. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» показана обширная деятельность крестьян, которые делали все для благополучного существования глупого помещика Урус-Кучум-Кильдибаева. Тот имел человеческий вид, ему было что есть, его имение не находилось в состоянии запустения. Без своего слуги Сеньки дикий помещик не может ни поесть, ни умыться, ни стряхнуть пыль с зеркала, ни прогнать медведя со двора. Автор показывает, что главный герой не ценит того, что делают для него крестьяне, он воспринимает их деятельность как должное. М. Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует жестокое отношение помещичьего класса к крестьянству, которому «некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше». При таком отношении одного человека к труду такого человека общество нельзя назвать цивилизованным.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни. В соответствии с 7 статьей Конституции РФ, труд охраняется государством. 37 статья гласит, что труд свободен, что каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию, что принудительный труд запрещен, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и др. Существование законодательного акта «Трудовой Кодекс РФ», в котором устанавливаются права и обязанности работника и работодателя, регулируются вопросы охраны труда и трудоустройства, закрепляются правила оплаты и нормирования труда и порядок разрешения трудовых споров, говорит о соответствии жизни граждан с идеями закона, свободы, справедливости и разума.

Таким образом, степень отношения граждан к чужому труду поможет определить степень цивилизованности народа, степень реализации идей закона, свободы, справедливости и разума.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Повышение жизненного уровня является не столько проблемой распределения, сколько производства, точнее, производительности» - Эрхард
  • «Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем» - Харрис
  • «Постольку большинство из нас является и производителем, и потребителем, то инновации одновременно как положительно, так и отрицательно влияют на наше благосостояние» - Шваб
  • «Нельзя совместить административное регулирование потока товаров с другим распределением, осуществляемым естественным путем» - Эрхард