«Несправедливые законы не создают право» (Цицерон)


Цицерон утверждал, что право не могут создавать законы, отличающиеся своей несправедливостью.

С данным высказыванием нельзя не согласиться. Закон – это нормативно-правовой акт, регулирующий общественную жизнь. Социум всегда стремится к справедливости. Если законы будут несправедливыми по отношению абсолютно ко всем гражданам, то такие законы не смогут дать гражданину элементарные права: на жизнь, свободу, безопасность, достоинство и др. Законы должны учитывать интересы всех слоев населения, только в этом случае можно будет говорить о равенстве перед законом. Это основной правовой принцип демократического общества, обеспечивающий общественную справедливость. Без равенства перед законом нельзя говорить и о праве. Право – это система регулирования общественных отношений. Несправедливость не сможет держать под контролем все отношения внутри социума.


В качестве факта приведем пример из истории. Апартеид – это официальная политика Южно-Африканской Республики с 1948 по 1994 гг. Эта политика была основана на расовом делении, которое уже говорит о несправедливости. Права чернокожих жителей отличались от прав белых людей. Чернокожие жители имели право проживать только на определенной территории, так называемые места для белых они посещать не могли. Чернокожие люди в ЮАР не могли получить хорошую медицинскую помощь, не могли посещать культурные заведения, которые были предназначено только для белых жителей. Такое деление населения на тех, кому разрешено все, и на тех, кому разрешено почти ничего, говорит о полной общественной несправедливости. Когда свободы одной части населения расширяются, а права другой части сокращаются, нельзя говорить о реализации правовых отношений.

Другим фактом, подтверждающую данную позицию, может послужить пример их художественного произведения зарубежной литературы. В романе М. Зусака «Книжный вор» описываются времена правления Гитлера. Нацисты стремились показать превосходство своей нации, и для этого они выбрали путь жестокости и насилия. Евреи и некоторые другие нации фактически оказались полностью бесправными. Нацисты издевались над ними, морили голодом и убивали. О таких личных правах, как личная неприкосновенность, достоинство и свобода, даже не говорилось. У этих людей не было даже элементарного личного права: права на жизнь. М. Зусак показывает, что у большинства героев его произведения не было никаких прав, все существующие в те времена законы были совершенно несправедливы, так как они ущемляли свободы многих людей. Такая несправедливость, царящая в обществе, не может говорить о праве в конкретном понимании этого слова.

На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать вывод о том, что справедливый закон – это закон, который защищает всех граждан, дает права всем, а не единицам. Несправедливый закон, ущемляющий свободы части общества, не может гарантировать право как систему регулирования общественных отношений.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк)
  • «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон)
  • «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)
  • «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» (М. Бакунин)