«Семья - это та часть первичной среды, где человек дожн учится творить добро» - Сухомлинский
В.А. Сухомлинский, поднимая проблему значения семьи как института социализации в становлении личности ребенка, утверждал: «Семья – это та часть первичной среды, где человек должен учиться творить добро».
С высказыванием В.А. Сухомлинского нельзя не согласиться. Как биосоциальное существо человек проходит процесс социализации, под которым понимается процесс усвоения норм и ценностей общества, включения личности в систему общественных отношений. На процесс становления личности влияют социальные учреждения, которые носят название институтов социализации. К конкретным группам, в которых происходит приобщение личности к системе норм и ценностей, относится семья – основанная на кровном родстве или браке социальная система, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Данный институт социализации является первичным, поскольку в большинстве случаев родившийся человек первые годы своей жизни находится в кругу своих родителей и других родственников, которые собственным примером демонстрируют, что такое хорошо и что такое плохо, а также воспитывают ребенка. Так как семья является одним из важнейших первичных институтов социализации, именно в семье нужно прививать ребенку нравственные ценности, связанные с категорией добра. Семья выполняет воспитательную и духовно-нравственную функции. Задача родителей заключается в том, чтобы ребенок, начиная процесс социализации, учился творить добро.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни современного общества. На разных интернет-площадках девушка по имени Лера рассказывает о воспитании своего сына Марка. В своем блоге она высказывает мысли о том, что родители, приводя в мир детей, должны не только заботиться о них, но и воспитывать в них самые лучшие качества, становясь для детей примером, что именно от родителей, которые постоянно находятся рядом с ребенком в первые годы его жизни и демонстрируют, что такое хорошо и что такое плохо, во многом зависит его дальнейшая жизнь.
О том, что семья является социальным институтом, с помощью которого человек учится творить добро, заставляет задуматься рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик Витька совершил безнравственный поступок, когда он, не желая показаться трусом перед левонтьевскими ребятами, съедает всю ягоду, которую его попросила собрать бабушка для продажи, и крадет у бабушки калач для левонтьевских ребят, чтобы те не рассказали ей правду. Поступок Витьки расстроил бабушку, однако она не стала выливать на него негативные эмоции. Героиня прощает внука и даже приносит ему пряник в виде коня с розовой гривой. И этот пряник демонстрирует то, что бабушка поддерживает внука, несмотря на совершенную им ошибку. Героиня, направляя Витьку на истинный жизненный путь, собственным примером показала ему, что такое прощение и милосердие.
Таким образом, именно с помощью такого первичного института социализации, как семья, у ребенка происходит начальное формирование нравственных ценностей, поэтому семье важно научить ребенка, начавшего процесс социализации, творить добро.