«Только тогда станешь человеком, когда начнешь видеть человека в другом» - Радищев


А.Н. Радищев высказывал мнение о том, что человеком можно стать лишь тогда, когда будешь видеть человека в других людях.

С утверждением А.Н. Радищева нельзя не согласиться. Из курса обществознания известно, что человек – это биосоциальное существо, который, кроме биологических особенностей, свойственных человеку, имеет социально значимые для общества качества. Каждый человек рождается биологическим существом, биосоциальным существом он становится только при контакте с обществом. Если каждый человек биологически является индивидом, то личностью можно только стать. Не каждый индивид является личностью, из чего можно сделать вывод о том, что полноценно человеком биологическое существо станет лишь в том случае, если он будет частью общества, где он обретет возможность понимать других. Только тот, кто обладает способностью понимать окружающих людей, не считая себя лучше остальных, является истинным человеком.


О значении социума в становлении индивида как человека образно размышлял М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра при рождении не был человеком ни в биосоциальном, ни в биологическом смысле, поскольку он был сыном девушки и укравшего ее орла, то есть он был полуорлом-получеловеком. После смерти отца оказавшись в племени матери, герой мог стать человеком. Для этого ему нужно было стать частью социума, понять окружающих его людей. Однако Ларре так и не удалось стать человеком: он не хотел понимать других людей и становиться частью ненавистного ему племени, членов которого он не воспринимал равными себе. Получив отказ от девушки, герой даже не попытался понять ее чувства, он безжалостно убил ее, раз и навсегда разорвав все связи между собой и людьми. Автор демонстрирует, что Ларра, вместо того чтобы стать человеком, в итоге стал тенью.

В качестве второго факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступить пример из истории. В отличие от тех, кто придерживался фашистской политики, польская активистка Ирэна Сендлер считала всех людей равными друг другу, осознавая, что любой человек, вне зависимости от его происхождения, имеет право на жизнь. Рискуя собственной жизнью, Ирэна Сендлер спасала детей. Даже тогда, когда фашистские власти узнали о деятельности женщины, она, чудом оставшись в живых, продолжила спасать детей, которых в итоге насчитывалось около 2500. Ирэна Сендлер рисковала собственной жизнью, поскольку понимала чувства невинных и несчастных детей, которым хотелось жить и которые не заслуживали того, что видели на их пути фашисты. Именно Ирэну можно назвать настоящим человеком. И анализируя деятельность фашистов, можно прийти к выводу, что не каждый биологически являющийся человек является человеком в обширном смысле.

На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно говорить о том, что лишь в социуме человек может стать личностью, лишь тогда, когда индивид видит в другом человека, он становится полноценным человеком.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Семья - это та часть первичной среды, где человек дожн учится творить добро» - Сухомлинский
  • «Людей разделяют между собой не одни материальные интересы, но и идеи, притом совершенно отвлеченные» - Киреев
  • «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» - Чехов
  • «Процесс развития есть процесс становления личности» - Маслоу