«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» - Чехов


А.П. Чехов утверждал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Здесь говорится о том, что человеку необязательно проявлять героизм и совершать подвиги, важно лишь одно – в любых ситуациях проявлять человечность.

С высказыванием А.П. Чехова нельзя не согласиться. Действительно, в современном обществе не всегда есть место для подвига, однако для того, чтобы помочь другим людям, необязательно совершать подвиги, для этого будет достаточно оставаться человеком. Из курса обществознания известно, что человек – существо биосоциальное. От других биологических существ человека отличает жизнь в соответствии с моралью, то есть сферой культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни, и нравственностью, то есть принципами реального практического поведения людей.


Подтверждающим данную точку зрения фактом являются наблюдения над социальным экспериментом, проведенным югославской художницей Мариной Абрамович, которая должна была, не двигаясь, простоять на улице шесть часов рядом с 72-мя предметами, любым из которых могли воспользоваться проходящие мимо нее люди. Девушка не нуждалась в какой-то экстренной помощи, поэтому окружающие ее люди не могли стать героями, совершившими подвиги по отношению к ней. Однако в условиях социального эксперимента не каждый участник остался человеком: некоторые люди разрезали одежду Марины Абрамович, отрезали ей волосы, проводили лезвием по ее телу и даже приставляли к ее голове пистолет. Таким людям необязательно было становиться героями, однако они могли проявить к Марине Абрамович человечность, не совершая жестокие и безнравственные поступки по отношению к ней. Данный социальный эксперимент доказал, что обычная человечность намного важнее героизма.

О человечности рассуждал и М. Зусак в романе «Книжный вор». Временем действия становятся годы правления А. Гитлера, когда происходило становление и развитие фашистской политики. Автор показывает, что во всем городе Молькинге, в котором жила главная героиня Лизель и ее семья, негативно относились не только к евреям, но и к тем, кто хотя бы минимально поддерживал их. Приемный отец главной героини Ганс Хуберман, будучи маляром по деятельности, потерял все заказы с приходом фашистов к власти из-за того, что он не вступил в фашистскую партию и продолжал красить дома евреям. Это уже говорит о том, что Ганс Хуберман не хотел делить людей на хороших и плохих, что он не поддерживал ненависть к таким же людям, как и он. Еще более яркое проявление человечности наблюдается в том, что Ганс Хуберман сдерживает данное жене покойного друга Эрика Ванденбурга обещание и оказывает ее семье помощь: скрывает сына-еврея в подвале собственного дома. М. Зусак показывает, что Ганс Хуберман рискует собственной жизнью, ставя ее на кон, но все равно остается человеком, сохраняя жизнь Максу Ванденбургу.

На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать вывод о том, что для любого человека не столько важно быть героем, чем в любой ситуации оставаться Человеком, то есть жить в соответствии с моралью и нравственностью.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Семья - это та часть первичной среды, где человек дожн учится творить добро» - Сухомлинский
  • «Людей разделяют между собой не одни материальные интересы, но и идеи, притом совершенно отвлеченные» - Киреев
  • «Только тогда станешь человеком, когда начнешь видеть человека в другом» - Радищев
  • «Процесс развития есть процесс становления личности» - Маслоу