«Великая цель образования – не знания, а действия» (Г. Спенсер)


Г. Спенсер говорит о том, что основной целью образования являются не те знания, которые получает человек, о выполнение определенных действий для получения этих знаний.

Со Спенсером нельзя не согласиться. Конечно, в образовании особое место занимают знания, то есть результат процесса познавательной деятельности. Однако в процессе обучения важен не столь результат деятельности, как его процесс. И уж тем более не стоит думать, что цель образования заключается в аттестате об образовании или дипломе о высшем образовании. Важны не документы, а знания и процесс обретения этих знаний. Только в процессе обучения человек узнает способы обретения новых знаний. Ведь важно не просто получить готовый материал и запомнить его, важно самостоятельно понять истину, приложив к этому огромные усилия. В образовании на современном этапе важную роль занимает не педагог, а самостоятельная деятельность учащегося, ведь именно он должен найти правильные ответы на собственные вопросы. Все знания, который ученик приобретает в процессе обучения, он должен уметь применять на практике.


В качестве подтверждающего данную позицию факта можно привести пример из области образования. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище», который датируется 1996 годом, обнародовал положение о «четырех столпах» образования: учиться знать, делать, жить вместе и быть. Из первого и второго положения следует, что для обучающегося важно не только знать что-то, но и уметь пользоваться этими знаниями в реальной жизни, в том числе в профессиональной деятельности. Из доклада также ясно, что цель образования заключается не только в том, что человек должен узнать что-то новое, но и в том, что этот человек должен прийти к этому знанию самостоятельным путем. И именно этот процесс обретения знания выполняет более важную функцию, чем результат познания.

Проблема образования актуальна во все времена. Еще в 18 веке Д.И. Фонвизин поднимал данную проблему в своей комедии «Недоросль». Автор особое внимание уделяет процессу обучения Митрофанушки. Он абсолютно ничего не знает, хотя учится уже около четырех лет. Д.И. Фонвизин подчеркивает, что родители Митрофана думали лишь о том, что для дворянина обязательно было иметь образование. Госпожа и господин Простаковы расценивали образование как способ демонстрации дворянского происхождения их сына. То есть это был внешний, а не внутренний признак. И Д.И. Фонвизин показывает, что имение образования у человека ничего не говорит, если при этом человек остался невежественным. Драматург подчеркивает значение знаний и процесса обучения, а не «корочки» об образовании.

Подводя итог ко всему вышесказанному, важно отметить, что образование несет в себе важную нравственную цель: совершенствование человека. Важно не просто иметь документ, подтверждающий наличие образования, важно не просто получать готовые знания, важно уметь самостоятельно добывать эти знания и применять их на практике.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин)
  • «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь» (Ф. Саган)
  • «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр)
  • «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные» (Ф. Бэкон)