«Крестьянские дети» - краткое содержание (пересказ)

Стихотворение Н.А. Некрасова было написано в небольшом родовом имении Грешнёво, расположенном в Ярославской губернии. Любитель охоты, поэт приезжал сюда поработать, отдохнуть, поохотиться. Места эти он хорошо знал и любил сюда приезжать. Летом 1861 года именно здесь было написано стихотворение «Крестьянские дети», получившее первоначальное название «Детская комедия», от которого поэт позднее отказался.



Герои стихотворения «Крестьянские дети»

Произведение вызвано к жизни реальными впечатлениями поэта от встречи с крестьянскими детьми во время его охоты. Поэтому главными героями стихотворения является сам герой – барин, поэт, охотник, деревенские ребятишки, чей коллективный портрет создан в стихотворении. Кроме того, из общей массы детей выделен ещё один герой – шестилетний мальчик Влас, встрече с которым посвящена одна из частей стихотворения.

Сам герой доволен своей жизнью в деревне, где он и «пишет свои вирши», и отдыхает, и ходит на охоту. Его мы видим глазами ребятишек, которые рассматривают в щёлку спящего в сарае барина. Отсюда и появление подмеченных детьми портретных деталей (например, борода, которой, по их мнению, не может быть у бар; длинные, как жерди, ноги), диковинных вещей, вызывающих восхищение (золотые часы с цепочкой, двуствольное ружьё с резными замочками). Восхищение и небольшое опасение вызывает большая охотничья собака. Охотник, который проснулся, прислушивается к диалогу детей, которые вызывают к него умиление.

Дети хоть и опасаются, но не убегают, поскольку они любопытные, живо и эмоционально реагирующие на происходящее. Разбегутся они позднее, чтобы спрятаться от грозы.



Краткое содержание стихотворения «Крестьянские дети»

Сюжет стихотворения довольно простой. Охотник, уставший от хождения по болотам, расположился в сарае, чтобы отдохнуть. Проснулся он от детского шёпота. Притворяясь, что спит, герой слушал, о чём говорили деревенские ребятишки, образ жизни которых ему очень хорошо знаком.

В этот момент история словно останавливается, и начинается новая смысловая часть – это воспоминания самого поэта и его размышления о крестьянских детях, их судьбе, их детстве, представленном с нарядной и неприглядной стороны. Поэт рассказал, чем занимаются дети, как они тесно связаны с естественным миром природы: ходят в лес, собирают грибы и ягоды, купаются в луговой речке, плетут венки из цветов. Поэт показал разные стороны жизни крестьянских детей, счастливое детство которых заканчивается очень рано. Именно поэтому поэт вспоминает историю встречи с мальчиком, которого он любовно называет мужичком с ноготок. Ребёнок помогает отцу, ведёт под уздцы лошадку, везущую хвороста воз. Малышу лишь шесть лет, но он важен и строг, потому что выполняет взрослую, ответственную работу, приобщаясь к крестьянскому труду с младых ногтей.

Эта часть заканчивается эмоциональным восклицанием поэта, обращённого к детям, которые вечно связаны с землицей родной, скудным русским полем.

Затем герой вновь возвращается к началу. Это произошло, когда осмелевшие ребятишки с хохотом наблюдали, как собака выполняла команды хозяина, поскольку отлично знала «собачью науку». Однако шумное веселье прервалось неожиданной грозой, которая заставила мальчишек быстро убежать домой, а сам охотник, переждав дождь, вновь отправился искать дупелей.




Краткие содержания произведений Некрасова Н.А.

  • «Дедушка»
  • «Русские женщины»
  • «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Коробейники»