Мораль и анализ басни Крылова «Апеллес и Осленок»

И.А. Крылов – талантливый русский баснописец XIX века, его перу принадлежат произведения, раскрывающие общественные нравы, обличающие человеческие недостатки. Басни Крылова являются своеобразной энциклопедией русской жизни. Через образы животных писатель указывает людям на их недостатки, призывает задуматься о своей жизни. Лицемерие, жадность, тщеславие, лживость, воровство портят людям жизнь, и в то же время очень живучи.

«Апеллес и Осленок» не так известна, как другие басни, но проблемы, которые она затрагивает, достаточно важны и актуальны.



Мораль басни Крылова «Апеллес и Осленок»

Мораль басни заключается в том, что нескромные, самолюбивые, заносчивые люди пытаются очернить других, чтобы возвысить себя. Им нравится в себе даже то, что у других вызывает смех, они хвалятся тем, чего следует стыдиться.

История создания басни Крылова «Апеллес и Осленок»

Басня написана предположительно в 1816 году, впервые опубликована в журнале «Сын Отечества» за 1816 год.

Поводом к написанию басни стало поведение молодого писателя Катенина, которого Крылов пригласил в гости. Катенин стал говорить, что баснописец надоел ему своими приглашениями, в разговорах с людьми он негативно отзывался о творчестве Крылова. Пушкин предположил, что у Катенина есть личный повод для неприязни, тот сначала отрицал, но потом выяснилось, что при избрании в Академию Крылов голосовал против Катенина, чем и вызвал неприязнь.

Композиция басни Крылова «Апеллес и Осленок»

В основу басни положен оригинальный сюжет о том, как Ослёнок встретился с древнегреческим живописцем Апеллесом, художник пригласил малыша в гости, чем тот возгордился.

Басня начинается с морали, в которой автор рассуждает о самолюбивых людях. Они, по мнению поэта, настолько себя любят, что даже свои недостатки воспринимают как достоинства. В подтверждение этих мыслей Крылов рассказывает историю об Апеллесе и Осленке.

Басню условно можно разделить на две части, в первой ослёнок хвастается, что его зовет позировать знаменитый художник, наверное, будет писать него Пегаса, во второй художник рассказывает об ослиных ушах, которые поразили его своими размерами.

Произведение обладает линейной композицией, события следуют хронологической последовательности и начинаются с того, как однажды художник пригласил Ослёнка в гости. Тот был очень горд и стал всем хвалиться, причем он преподносил ситуацию так, как будто Апеллес замучил его своими приглашениями. Ослёнок предполагал, что художник хочет написать с него Пегаса. Кульминационным моментом является объяснение истинных причин приглашения. Апеллес собрался писать Мидасов суд, известно, что у фригийского царя Мидаса были ослиные уши, которые он получил в наказание от Аполлона. Художник был восхищен огромными ушами ослёнка, таких ему даже у взрослых ослов не доводилось видеть.

Выбор Крылова пал на осла не случайно, так как это животное является символом глупости в народном творчестве. Образ самовлюбленного ослёнка создается разными способами. Автор, описывая состояние животного после приглашения Апеллеса, использует метафору «хвастовством весь душит лес», фразеологизм «заиграли кости». Реплика героя, в которой он рассказывает, как надоел ему Апеллес своими приглашениями, предположения о Пегасе, показывают его непомерное самомнение, завышенную самооценку. Довершают образ слова художника, из которых читатель узнает, что все дело лишь в огромных ушах, «какими богат» Ослёнок. Рассказчик смеется над молодым, несмышлёным Ослёнком, который хочет предстать в выгодном свете за чужой счет.

В соответствии с законами басни, учитывая ее аллегоричность и обобщенность, под образом животного подразумеваются человек, самовлюбленный, глупый, очень высоко ценящий свою особу, любующийся собой, желающий создать высокое мнение о себе за счет унижения другого человека.


Герои басни Крылова «Апеллес и Осленок»

Главным героем басни является Ослёнок, в произведении каждая строчка рассказывает о нем. Автор, таким образом, подчеркивает самолюбование ослика. Комментарии рассказчика позволяют почувствовать мировосприятие Ослёнка, которому кажется, что весь мир вращается вокруг него. Поэту удается подобрать такие слова и так построить стих, что перед мысленным взором читателя появляется живой ослёнок, который радуется жизни, считает, что все его любят, ищут его общества. Мы чувствуем молодую энергию, восторг, который испытывает ослик. Он добр, энергичен, жизнелюбив, ему все в себе нравится. Герой любит себя и считает, что окружающие испытывают те же чувства по отношению к нему. Одно плохо - Осленок глуп, поэтому не замечает своих недостатков. У него завышенная самооценка, но это не было бы большим грехом, если бы он не пытался унижать Апеллеса. Ослёнок всему лесу рассказал, как назойлив художник.

Апеллес – талантливый художник, знающий себе цену и поэтому скромный. Настоящий талант не пытается искусственно обратить на себя внимание, его достоинства невозможно не заметить. Художник предстает в басне как честный, мудрый человек, который относится снисходительно к поступку Ослёнка.

Ситуация похожа на историю, рассказанную в басне «Слон и Моська». Там спокойный, мудрый Слон и лающая Моська, преследующая свои цели, здесь хвастливый ослёнок и невозмутимый Апеллес. И в той, и в другой басне герои избрали недостойные способы для того, чтобы обратить на себя внимание.

Басня основана на аллегории, под образом Осленка, по воспоминаниям современников, подразумевался молодой Катенин, у которого к баснописцу была личная неприязнь. Под гениальным Апеллесом Крылов, видимо, подразумевал себя. Что понималось под ослиными ушами, сегодня уже трудно установить.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Апеллес и Осленок»

Басня рассказывает о том, как знаменитый художник однажды пригласил Ослёнка в гости, тот возомнил, что будет позировать для Пегаса, но оказалось что для Мидаса. В широком смысле темой басни является непомерное самолюбие некоторых глупых людей.

Крылов показывает, что отдельные люди настолько поглощены собой, своими достоинствами, что не замечают своих недостатков. Такие личности нередко становятся певцами, художниками, и даже находят свою публику, благодаря хорошему пиару. Только Апеллесы замечают их «ослиные уши» и скромно молчат.

Вывод

Басни Крылова – это гениальные произведения литературы, так как они пережили века и остались актуальными. Темы, поднятые автором, проблемы, волнующие его, понятны и близки людям нашего столетия. К сожалению, за столько лет общество не изменилось, но надежда на лучшее еще жива.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Булат»
  • Анализ басни Крылова «Воспитание Льва»
  • Анализ басни Крылова «Дерево»
  • Анализ басни Крылова «Добрая Лисица»