Мораль и анализ басни Крылова «Воспитание Льва»

Басни И.А. Крылова знакомы и детям, и взрослым, них писатель проявляет себя как мыслитель, философ, сатирик. Их содержание, вопреки бытующему мнению, не так просто. Крылов иносказательно изображает современную ему действительность, дает оценку, ненавязчиво высказывает своё мнение. В этом смысле очень интересна басня «Воспитание Льва», в которой дается развернутая картина российских реалий.



Мораль басни Крылова «Воспитание Льва»

Мораль басни заключается в том, что царь должен знать все о стране, которой правит, заботиться о благосостоянии народа и развитии всех областей государственного устройства.

Наука не должна быть оторвана от реальной действительности. Лучшим считается образование, которое приносит практическую пользу Отечеству.

История создания басни Крылова «Воспитание Льва»

Написано и опубликовано произведение в «Новых баснях» в 1811 году, накануне Отечественной войны 1812 года. В широком смысле басня намекает на то, что русских дворян воспитывали иностранные гувернеры и учителя, что не приносило пользы Отечеству.

Автором сюжета этой басни можно считать француза Флориана. Поводом для написания произведения послужило воспитание Александра I, которым некоторое время занимался швейцарец Логарп. Иностранец совершенно не знал Россию, но Екатерина выбрала его, потому что в его маленькой республике царил образцовый порядок. Современники считали, что царь был воспитан в отрыве от русской жизни и культуры.

Композиция басни Крылова «Воспитание Льва»

Басня начинается с завязки, в которой сообщается, что у Льва родился сын. Когда Львенок подрос, заботливый отец стал выбирать ему учителя. Среди кандидатур были Лиса, Крот, Барс, Слон. Крылов подробно объясняет, почему Лев-отец отвергает одну кандидатуру за другой. Лиса часто лжет, Крот мелко мыслит, Барс ничего не понимает в политике и гражданских правах. Слон большой и сильный, но недостаточно учен. По мнению Льва, царь должен быть судья, министр и воин, ни один из кандидатов не сочетал в себе этих качеств.

Здесь следует надеяться только на другого царя, и, наконец, Лев вспомнил о своем друге Орле, царе птиц, тот с радостью согласился научить Львенка царствовать. Кульминационным моментом басни является фрагмент, когда воспитанник вернулся домой и рассказал, чему научился у Орла. Развязка говорит о том, что Лев-отец спохватился, осознав свою ошибку, но было поздно. Последние несколько строк составляют мораль басни, которая говорит, чему же нужно учить наследников престола.

Крылов очень тщательно подбирает слова, чтобы охарактеризовать беспокойство царя за народ, государство и сына. Рассказывая о рождении царского сына, Крылов использует книжную лексику «даровал». О царских тревогах автор говорит, используя оборот «не шуткой думать стал». Когда же проблема разрешилась, у Льва-отца «как гору с плеч свалило».

Басенные образы имеют широкий обобщающий смысл. Под образами зверей и птиц подразумеваются люди. Кроме того, рассказ о царе можно применить и к другим жизненным ситуациям. Наверное, если в области занимаются выращиванием пшеницы, то не нужно отправлять молодых людей за границу учиться выращивать хлопок.


Герои басни Крылова «Воспитание Льва»

Главным героем басни является лев, царь зверей. Крылов уточняет, что речь идет именно о царе в животном мире «у них не как у нас», отвергая и одновременно утверждая мысль о человеческом царе. Нужно отдать должное Льву, который хотел, чтобы сын был образованным и с умом правил государством. О чертах характера царственной особы читатель узнает из его рассуждений об учителе для сына. Лев отличается честностью, любит порядок, беспокоится о будущем страны. Он справедливый, отважный, образованный, хороший правитель. Для Льва имеет значение, как относится к его правлению народ, он очень старается, чтобы жители его государства были счастливыми.

Львенок – царский сын, которого Лев отправил на обучение к Орлу. Царевич любит и почитает отца, послушен его воле. Он очень способный, умный, добросовестно проходил обучение. Львёнок обстоятельно объяснил отцу и другим зверям, чему научился у царя птиц. Его познания были обширны и прочны, птицы высоко оценили его способности, но в зверином царстве они были совершенно бесполезны. Образование царевича вызвало недоумение у соотечественников, они смеялись и жалели его. Вина Львенка была ничтожна, он старался, как мог. К сожалению, время, потраченное на обучение, прошло впустую. Лев-отец не смог понять, что лучшим учителем для наследника был он сам.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Воспитание Льва»

Басня посвящена теме образования и воспитания подрастающего поколения. В ней рассказывается о том, как Лев отправил сына к Орлу получать образование.

Крылов говорит, что образование должно приносить пользу стране. В узком смысле речь идет об учености, образованности царей. Современники увидели в образе Львенка Александра I, которого воспитывали иностранные учителя, поэтому он плохо знал Россию, ее народ, уклад и нравы. Крылов подчёркивает, что человек, руководящий страной, должен знать свой народ и выгоды земли своей.

Глядя на царя, иностранных воспитателей нанимали и простые дворяне. Об этом в своих произведениях говорили и Д.И. Фонвизин и А.С. Пушкин, и А.С. Грибоедов. Зачастую учителя, нанятые для дворянских детей, у себя в отечестве были парикмахерами, портными, но в России они нанимались учить не этому. Но даже если учителя из Франции и были образованными людьми, то они учили русских дворян французскому языку, рассказывали о великих людях и истории своей родины. Они не могли воспитать в детях любовь к России.

Вывод

Жанр басни помог Крылову нести в народ передовые идеи своего времени. Произведения баснописца имеют глубокое философско-социальное содержание. Они показывают отношение поэта к эпохе, русским нравам, быту, укладу современной действительности. Трудно найти проблемы, которых бы не коснулся поэт в своих произведениях. Крылов сделал басню более совершенной и современной и тем вошел в историю литературы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Апеллес и Осленок»
  • Анализ басни Крылова «Булат»
  • Анализ басни Крылова «Дерево»
  • Анализ басни Крылова «Добрая Лисица»