Мораль и анализ басни Крылова «Добрая Лисица»

Басня является одним из древнейших видов художественного творчества. И.А. Крылов вошел в историю литературы, благодаря этому жанру. Под его пером басни заиграли разными красками, языковыми оттенками, наполнились новым смыслом. Крылов смог придать им самобытную форму, изменил структуру, оживил. Басня «Добрая Лисица» является одной из жемчужин крыловской коллекции.



Мораль басни Крылова «Добрая Лисица»

Мораль басни заключается в том, что само доброе дело гораздо ценнее, чем разговоры о нём. По-настоящему добрые люди делают добро молча, а те, кто много говорит об этом, зачастую оказываются расчётливыми, коварными, хитрыми людьми, от которых лучше держаться подальше.

История создания басни Крылова «Добрая Лисица»

Басня написана в начале 1814 года, впервые опубликована в «Чтении в беседе любителей русского слова» год спустя.

Сейчас невозможно установить, что послужило поводом для написания произведения, но, видимо, был у Крылова такой знакомый, который «пожалел» сироток.

Композиция басни Крылова «Добрая Лисица»

Произведение имеет линейную композицию, события следуют в хронологической последовательности. Мораль находится после басни, особенность ее, как и в большинстве других произведений, заключается в том, что автор не ведет назидательных речей. Баснописец проводит параллель между рассказанной историей из мира животных и миром людей и предоставляет читателю самому сделать вывод, задуматься, не встречались ли ему такие «сердобольные» люди, которые под видом милосердия и сострадания получают свою выгоду.

Завязкой басни служит убийство малиновки стрелком. Это преступление имело последствия: у птицы остались несмышленые птенцы, которым не выжить без матери. Лисица призывает других пернатых объединиться и помочь сироткам. Кульминационный момент наступает, когда птенцы выпрыгивают из гнезда, Лисица только этого и ждала. Плутовка помогает сироткам, съев их. Ее поучение птицам осталось незавершенным, такова трагическая развязка.

Большую часть басни представляет монолог Лисы, обращенный к пернатым собратьям. Образ героини составляется из ее поучения, в котором она предстает перед читателем заботливой матроной. Она всем птицам распределила задания, проявив немалую осведомленность об их жизни.

Важную роль в этой басне играет название, оно несет огромную смысловую нагрузку. Эпитет «добрая» используется в переносном смысле, это ирония. Уж как добра лисица! Призывала спасти сироток, переживала за их судьбу и съела их.

Образ Лисы несет в себе черты человека, умеющего приспособиться к любой ситуации, найти выгоду для себя, использовать любые средства для достижения цели. Ни дать ни взять представитель благотворительного фонда.

Рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами, в этом особенность басен Крылова. Он описывает Лису так, что мы видим больше человека, а не животного. Такого эффекта писатель достигает с помощью речевой характеристики персонажа. Ее речь наполнена словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: малютки, бедняжки, зернышки, соломинка, гнездышко, постелька. Она употребляет такие словосочетания, как «дело доброе», «сохраните жизнь», упоминает о Боге.

Композиция образов животных в басне Крылова включает в себя совокупность качеств, которые составляют типичный человеческий характер. Лисица – это умный, коварный, хитрый, расчетливый человек, который прячется под маской добродетели. Красивая, обладающая нежным голосом, вещающая правильные вещи, она способна обмануть любого. Кажется, что и сам автор подпадает под ее обаяние, не осуждая ее поступков.


Герои басни Крылова «Добрая Лисица»

Басня, являясь малой литературной формой, не дает развернутых характеристик персонажам. Выбрав Лисицу главной героиней произведения, Крылов уже одним этим составил о ней мнение у читателя. Лиса – традиционная героиня русских народных сказок о животных, ее постоянными чертами являются хитрость, коварство, ум, красота, умение безошибочно находить жертву для своих проделок.

Лиса всегда умеет найти нужные слова, чтобы убедить собеседника. Она безошибочно определяет слабые места, знает, на что давить. В этой басне она призывает окружить заботой сироток, имея свой тайный расчет. Героиня очень наблюдательна, при ее образе жизни это просто необходимо. Она видит, что кукушка линяет, значит, ей ничего не будет стоить дать несколько пёрышек птенцам на постельку. Жаворонок много времени бездельничает, по мнению Лисы, поэтому вполне может позаботиться о корме для сирот. У горлинки дети подросли, могут жить самостоятельно, она же станет приемной матерью птенцам малиновки. Ласточка может ловить мошек, Соловей петь колыбельные. Лисица проявляет великолепные организаторские способности и всем распределяет обязанности.

Плутовка нахваливает песни соловья, беспокоится о детках горлинки, чтобы их хранил Бог. Она проявляет заботу обо всех, для каждого нашла нужное словечко, в этом ее талант психолога. Героиня говорит о своей вере в добрые сердца. Как можно устоять перед такими речами! Но рассуждает она о сострадании, милосердия до поры до времени. Птенчики увидели в ней благодетельницу и сами спрыгнули вниз прямо в пасть Лисицы, тут она их и съела. Ситуация напоминает сказку «Колобок».

Крылов создает яркий, выразительный характер, в котором угадываются черты некоторых доброжелателей из мира людей. Подобные персонажи встречаются в других классических произведениях. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова заботится о сиротке Софье, пытается устроить ее судьбу, чтобы завладеть наследством. Таким образом, Крылов воспроизводит характерные типические стороны русской действительности.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Добрая Лисица»

Басня рассказывает о Лисице, которая всех учит быть добрыми, рассказывает, как помочь сиротам, а сама съедает их.

В басне поднимается проблема человеческой показной взаимопомощи, добродетели. Крылов говорит о лицемерии, ханжестве отдельных личностей. Нередко, говоря о доброте, любви к ближним, люди получают свою выгоду. Тот, кто много рассуждает о добрых делах, сам их не делает.

Говоря о доброте, такие люди создают в себе репутацию милосердного, сострадательного, отзывчивого человека. Хорошо, если они ограничиваются только этим. Бывает, что они еще бессовестно пользуются тем, что человек попал в беду, и наживаются на этом. Истинное добро в большинстве случаев молчаливо.

Вывод

В баснях Крылова мир существует в тех представлениях, которые связаны с народным сознанием. Образы зверей воплощают человеческие характеры, обозначая реальные социальные типы. Поэт создает типичные национальные образы, обобщая и типизируя сами ситуации, в которых они действуют. В этом заключается новаторство Крылова-баснописца.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Апеллес и Осленок»
  • Анализ басни Крылова «Булат»
  • Анализ басни Крылова «Воспитание Льва»
  • Анализ басни Крылова «Дерево»