Анализ басни Толстого Л.Н. «Два товарища»

Лев Николаевич Толстой — мастер коротких поучительных рассказов, которые нужно читать не только детям, но и взрослым. В них содержатся ценные советы о том, как нужно вести себя в обществе. Басни входят в Азбуку, которую писатель создал специально для маленьких читателей. Среди них «Два товарища», одна из самых известных и поучительных историй. В ней есть и предательство, и трусость, и мудрость. Важно прочитать эту басню детям как можно раньше, тогда можно будет надеяться, что они будут ценить своих товарищей и станут настоящими друзьями.



Мораль басни Толстого Л.Н. «Два товарища»

Одна из ценностей человеческой жизни — дружба. Человек счастлив, если у него есть настоящий друг. Он не бросит в беде, не предаст, сумеет остаться другом в любой ситуации. Важно даже в момент опасности не сбежать, не струсить, а вместе выбираться из неприятного положения.

История создания басни Толстого Л.Н. «Два товарища»

В 1875 году Л.Н. Толстой пишет сразу несколько басен, среди них «Два товарища». За основу писатель брал басни Эзопа, но из-под пера Л.Н. Толстого выходили совершенно другие произведения. Однако содержание басни «Два товарища» совершенно не похоже ни на одну басню Эзопа. Таким образом, текст русского писателя — это самостоятельное произведение, основанное на личном опыте. Первоначально Л.Н. Толстой назвал свою басню «Путники и медведь», позже он изменил название, потому что слово «путники» не несло той смысловой нагрузки как слово «товарищ». Товарищи — это люди, связанные дружбой, чувством ответственности друг за друга, братством. Путники же и приятели лишь знакомые люди, которым не свойственны дружеские чувства.

Композиция басни Толстого Л.Н. «Два товарища»

Построение басни соответствует жанру небольшого рассказа. Сразу же с первого предложения начинается завязка текста. По лесу шли два товарища, и на них выскочил медведь. Развитие действия — это поведение друзей в момент опасности. Каждый из мальчиков ведет себя по-разному. Один сразу же забрался на дерево и стал смотреть, что произойдет внизу, второй остался на дороге, поэтому ему пришлось притвориться мертвым. Кульминация наступает в тот момент, когда медведь подходит к лежащему на земле ребенку. Читателям остается лишь ждать, что будет дальше, удастся ли спастись мальчику. И вот развязка — медведь уходит, не причинив вреда человеку. Эпилог — диалог двух товарищей. В словах спасшегося героя главная мораль — настоящий друг никогда не бросит товарища в беде.


Герои произведения

В басне «Два товарища» показаны три главных героя и отношения между ними. Двое товарищей вместе пошли в лес. Значит их связывали крепкие дружеские отношения, если они отважились одни отправиться в опасное место. Но сложная ситуация помогла увидеть в каждом мальчике их черты характера. Так, первый товарищ, который успел влезть на дерево, показан трусливым, слабохарактерным человеком. Он, испугавшись зверя, не подумал о том, чтобы помочь товарищу, для него было важно сохранить свою жизнь. Можно сказать, что это малодушный, подлый человек, так как он не только бросил своего друга, но и посмеялся над ним, когда ушел медведь. Его шутливый тон по отношению к другу неприемлем.

Второй мальчик — полная противоположность первому. Он смелый и отважный человек, обладающий находчивостью. В момент опасности, увидев, что другу ничего не угрожает, ребенок лег на землю и притворился мертвым, в надежде на то, что медведь не заметит обмана. Стоит только удивляться выдержке и психологической стойкости героя. К тому же этот герой умный и мудрый Он смог смело ответить товарищу на его шутку и упрекнуть того в трусости. Мальчик поступил мудро, потому что должен быть научить друга поступать по совести.

Медведь — символ мудрости, он хозяин леса, хранитель древних традиций. В его власти помиловать или наказать. Увидев чистую душу ребенка, медведь вложил в нее мудрые слова. Второй мальчик стал глубже понимать, что такое дружба. Ему открылась великая тайна, которой он захотел поделиться с товарищем.

Тема, идея, проблематика басни Толстого Л.Н. «Два товарища»

Сюжет басни в прозе захватывающий. Два друга отправились в лес, и тут неожиданно появился медведь. Первый товарищ, не раздумывая, влез на дерево, а второй, не успев спрятаться, упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел ближе, обнюхал лежащего мальчика и ушел. Когда дети остались одни, второй герой упрекнул товарища в том, что тот бросил его в момент опасности.

Главная тема произведения —тема взаимоотношений между друзьями.

Главная проблема — проблема дружбы и предательства. Именно опасность становится испытанием дружбы двух товарищей. Первый герой оказался предателем. Он бросил друга в трудный момент и нисколько не раскаялся в своем подлом поступке. Второй же мальчик понял, что между ними не было настоящей дружбы и, не скрывая, сказал об этом другу.

Так же автор ставит проблему стойкости и мужества. Совсем юный герой, оказавшись лицом к лицу с опасностью, не струсил, не стал суетиться и паниковать, а принял хладнокровное решение. При этом он сделал это довольно быстро, несмотря на то, что увидел предательство друга. Мальчик смог выдержать близость зверя, а потом подняться и спокойно разговаривать с товарищем. Остается только позавидовать хладнокровию героя, который лишь упрекнул друга в подлом поступке.

Идея басни Л.Н. Толстого в том, что друзья никогда должны бросать друг друга. Если их дружба настоящая, никакие жизненные обстоятельства не смогут разрушить ее.

Вывод

Басня Л.Н. Толстого «Два товарища» предназначена детям младшего возраста, потому что именно в детстве между ребятами возникает дружба. Важно научить их быть ответственными, понимающими товарищами, способными выручить своего товарища в любой ситуации. Необходимо объяснять детям, что предательство, трусость, малодушие, оставление в опасности — это одни из самых страшных пороков, которые могут привести к самым страшным последствиям. Если бы медведь захотел, он легко бы растерзал маленького героя, а второму мальчику пришлось бы жить дальше с чувством вины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Лгун»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Осел в львиной шкуре»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Работницы и петух»
  • Анализ басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»