Анализ басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом. Его идеи воспитания были воплощены в романах, рассказах, знаменитой Азбуке и в сотнях басен, собранных в «Книге Толстого для детей». Писатель понимал ценность нравственного воспитания, поэтому, в небольших по объему текстах, он говорил о добре и зле, лжи и правде, слабости и силе, глупости и мудрости. Одна из известных басен Л.Н. Толстого — «Лев и мышь».
2. История создания басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
3. Композиция басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
4. Герои произведения
5. Тема, идея, проблематика басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
6. Вывод
Мораль басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
Нельзя смеяться над слабыми людьми, может так случиться, что именно их помощь пригодится. Люди часто недооценивают тех, кто слабее их, не обращают на них внимания и откровенно смеются над недостатками. Но наступает момент, когда именно такой человек оказывается рядом и спасает от беды. Важно видеть в каждом личность, понимать, что у каждого есть свои собственные достоинства.
История создания басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
Большинство басен Л.Н. Толстого созданы на основе произведений Эзопа. Не исключение басня «Лев и мышь», написанная в 1833 году. Однако нельзя сказать, что русский писатель просто переводил тексты. Он создавал совершенно новые басни в прозе, которые становились шедеврами благодаря лаконичности, художественности и глубокому смыслу. Отличий произведения Л.Н. Толстого несколько. У Эзопа текст состоит из 113 слов, у русского писатели из 68. Русский писатель убрал ненужные подробности, мало понятные детям деепричастные обороты. Произвел замену некоторых словосочетаний. Например, у Эзопа лев «стонет», у Толстого «ревет». Действительно, царю зверю не подобает стонать, он может только реветь от боли и беспомощности.
Таким образом, текст Л.Н. Толстого отличается своей цельностью, динамичностью и мудростью. Она легко читается как в детстве, так и в зрелом возрасте.
Композиция басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
Построение басни соответствует композиции небольшого прозаического произведения. Сначала автор вводит читателя в курс дела. Экспозиция начинается с одного предложения Главный герой, лев, спал. Далее происходит завязка, событие, приводящее к конфликту. По спящему льву пробежала мышь. Развитие действия — зверь поймал мышь, а та стала уговаривать отпустить её, говоря, что помилует льва. Тот посмеялся и отпустил маленького зверька. Действие разворачивается дальше. Теперь уже лев оказывается в руках охотников, которые привязали его к дереву. Назревает конфликт. Мышь слышит рёв льва и прибегает к нему. Происходит кульминация: норушка перегрызает веревку, теперь царь зверей свободен. Эпилог заключен в словах мыши, которая говорит о том, что и от маленькой и слабой мышки «пришла милость».
Все части басни связаны между собой, действие развивается динамично.
Герои произведения
Для создания ярких личностей Л.Н. Толстой использует аллегорию, сопоставляя животных и людей. Для этого он подбирает персонажей, характеристика которых максимально близка тому или иному типу человека. Главными героями являются лев и мышь, второстепенными — охотники. Лев, как и полагается царю зверей, сильный, уверенный, спокойный, высокомерный и вместе с тем великодушный. Поймав мышь, он смеется над её словами и проявляет доброту — отпускает на свободу. Когда льва поймали охотники, он паникует, так как не привык быть в качестве жертвы. Он ревет от отчаяния, призывая на помощь. Им овладело отчаяние, так как он думает, что никто не сможет прийти ему на помощь, ведь он, самый сильный, попал в западню, а слабые не смогут его выручить.
Мышь — олицетворение незаметного человека, физически слабого, маленького, тщедушного. Как правило, такая личность не привлекает внимания окружающих, ее просто не замечают. Она недостойна, чтобы о ней говорили, ругали или проявляли какие-то чувства. Оказавшись в лапах льва, мышка не паникует, а спокойно ведет переговоры. Она своими словами убеждает царя зверей, что сможет ему помочь, если потребуется. Эта героиня добродушная, помнящая добро. Она без раздумий поспешила на помощь к тому, кто оказался к ней великодушен. Можно сказать, что мышь мудрая. Она говорит льву важные слова, упрекая его в том, что он посмеялся над ней и не оценил ее достоинств. Оказывается, что любой человек, даже самый незаметный, может быть полезным.
Охотники — это окружающий мир, который может быть жесток. Читатель знает о них лишь то, что они поймали льва. О дальнейших действиях этих людей не говорится, так как это не нужно.
Тема, идея, проблематика басни Толстого Л.Н. «Лев и Мышь»
Сюжет басни следующий. Лев спал, тут по нему пробежала мышь. Царь зверей поймал ее. Мышь попросила отпустить ее, так как она сможет помиловать льва. Тот стал насмехаться над маленькой зверушкой, а потом все же отпустил ее. Спустя время он попал в лапы охотников. Рёв льва услышала та самая спасенная им мышка. Она перегрызла веревку, которой был привязан зверь, и освободила его. Затем мышь сказала важные слова о том, что она, слабая и беззащитная, смогла помочь сильному и храброму.
Тема произведения — взаимоотношения между людьми.
Автор ставит проблемы, которые остаются актуальными и в настоящее время. Основная — проблема взаимовыручки. Лев отпустил мышь, и она в качестве благодарности спасла ему жизнь. Авторская позиция в том, что нужно обязательно помогать друг другу.
Еще одна важная проблема — проблема недооценивания. Часто люди не замечают тех, кто слабее, беднее других. Но на деле оказывается, что каждый человек — это уникальная личность, наделенная своими, уникальными чертами характера или способностями.
Идея произведения следующая. В мире огромное количество людей, каждый из них занимает определенное место. Важно понимать, что нельзя смеяться над тем, кто слабее тебя, ведь иногда может так случиться, что именно он поможет в трудную минуту.
Вывод
Таким образом, басня «Мышь и лев» — это поучительный рассказ, который содержит мораль. Басня предназначена для детей, так как она помогает формировать у них правильные нравственные ценности, взгляды на жизнь и мировоззрение. Животные, являющиеся героями басен, становятся для детей друзьями. Понимая их внутренний мир, малыши начинают глубже изучать нормы взаимоотношения людей.