Анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Повесть Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» представляет собой цикл дневниковых заметок. Автор записей – некий Аксентий Иванович Поприщин, служащий департамента в должности очинщика перьев.

Поприщин находится в возрасте 40 лет, но у него нет ни семьи, ни друзей, ни связей. Нет даже собственного угла, он снимает дешевую квартирку. Поприщин, судя по всему, привык жить в долг, что для него еще более унизительно. Он пытается пойти в контору, чтобы «попросить хоть сколько-нибудь жалованья вперед», но и там он уже так всем надоел, что ему привычно отказывают.

Так Н.В. Гоголь показывает прототип обычного мелкого служащего на жалованье, его незавидную роль в социуме. Как и другой гоголевский персонаж, Акакий Акакиевич, Поприщин испытывает крайнюю нужду, унижения, насмешки. Единственное утешение и отрада – его дневник, который позволяет ему перенестись в другой мир, иллюзорный, но более красочный и приятный.

Дневник служит неким прикрытием от злобного, жестокого мира. На его страницах главный герой изливает все то, что накопилось на его душе: ругает последними словами сослуживцев, сетует на бедность, кухарку, которая его «бьет по щекам». Ситуация усугубляется еще и тем, что несчастный умудряется влюбиться в дочку директора департамента. Совершенно очевидно, что об этом союзе не может быть и речи, однако Поприщин не оставляет надежды на счастливый шанс. Он выдумал другой мир, где он ощущает себя реализованным, интеллигентным, неглупым человеком, у которого все еще впереди и который вполне может дослужиться до звания полковника.


Однако постепенно уход в другой мир оборачивается для Поприщина большой трагедией. Герой сходит с ума и оказывается в стенах психиатрической лечебницы.

Н.В. Гоголь вскользь упоминает и о других персонажах: директоре департамента, дочери директора департамента Софи, кухарке Мавре, собаках Фидель и Меджи, камер-юнкере и женихе Софи Теплове. О них читатель узнает из уст самого Поприщина. Описания их довольно скупы, но все же их оказывается достаточно для того, чтобы воссоздать реальную картину.

Гоголь активно использует средства изобразительной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, риторические обращения. С их помощью читатель легко переносится в мир главного героя, чувствует, какие эмоции его обуревают. Беспрестанные ругательства, вульгаризмы, риторические восклицания помогают показать полный душевный крах, внутреннюю пустоту и обреченность.

Писатель мастерски описал течение болезни своего героя. Если вначале записок, сделанных в октябре, Поприщин чувствует себя довольно сносно, то к февралю следующего года читатель понимает, что он сходит с ума окончательно. Об этом свидетельствует не только содержание, но и сам характер заметок: к концу дневника читатель обнаруживает все больше ругательств, мысли спутаны, хаотичны, даты и вовсе доведены до гротеска.

Концовка произведения логична и закономерна: герой попадает в заточение психиатрической больницы, откуда, видимо, ему уже не выбраться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Судьба «маленького человека» в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • «Перевернутые миры Гоголя» (по повести «Записки сумасшедшего»)
  • История создания повести Гоголя «Записки сумасшедшего»