Анализ стихотворения Бродского «Любовь»
В 1962 году И. Бродский встретил свою любовь, художницу Марину Басманову. Молодых люди растворились друг в друге, но долго этот союз не продержался. Марина ушла к другу Иосифа Дмитрию Бобышеву, из-за чего молодой человек сильно страдал и даже пытался покончить с собой. Через некоторое время Басманова вернулась к Бродскому, но… потом снова ушла к Бобышеву. Это повторялось несколько раз. Во время одного из «возвращений» Марина забеременела, но даже после этого бросила Бродского. Несмотря на такое развитие событий, И. Бродский продолжал любить эту женщину, посвящая ей стихи с подписью «М. Б.». Стихотворение «Любовь» было написано через 7 лет после расставания с возлюбленной (в 1971 году).
Тема произведения «Любовь» – утраченное, но не забытое светлое чувство. И. Бродский показывает, что от уз настоящей любви невозможно избавиться, тем более, если союз стал началом новой жизни.
Стихотворение написано от первого лица, что подчеркивает откровенность И. Бродского. Лирический герой сливается с образом автора, выражая всю его боль. События, отображенные в произведении, происходят ночью, когда темень и пустота рисуют образ возлюбленной. Уже с первых строк подчеркивается тяжелое психическое состояние лирического героя: он мучается от бессонницы, причина которой раскрывается далее. Во сне к нему приходит любимая, беременная от него. Беременность, еще больше угнетает героя, ведь он не может быть рядом с девушкой, которая носит под сердцем его ребенка.
Темнота – единственное место, где лирический герой может встретиться со своей «несбывшейся» женой и продлить то, «что сорвалось при свете». Он рисует в воображении другую реальность, где они «женаты, венчаны». Не выдерживая эмоционального накала, лирический герой тянется к выключателю, чтобы прогнать виденье. Тем не менее, он надеется, что в следующем сне женщина придет с «еще не названными» детьми. На этот раз мужчина не будет включать свет, чтобы хоть немного побыть с ними.
Свои эмоции и чувства И. Бродский делает более выразительными при помощи метафор («двуспинные чудовища», «царствие теней», «изгородь дней»), сравнения («сводя на нет, подобно многоточью»), эпитетов (женщина «худая, усталая», тени «безмолвные»). Художественных средств немного, так как цель автора – не красивые строки, а передача состояния.
Несмотря на сильный эмоциональный фон, интонация произведения «Любовь» ровная. И. Бродский не нарушает ее восклицаниями или вопросами. Кажется, он боится нарушить тишину, спугнуть прекрасное ведение. Видно, что он говори о наболелом: мысли изложены в стихотворении без запинок и сомнений (поэтому в тексте нет оборванных предложений).
Произведение состоит из шести пятистиший с кольцевой, перекрестной и параллельной рифмой. Разделение на куплеты не всегда соответствует логике повествования, что свидетельствует о взволнованности автора. Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.
Стихотворение «Любовь» – прекрасный образец интимной лирики, приоткрывающий занавес души И. Бродского.