Анализ стихотворения Бродского «Натюрморт»


Произведение «Натюрморт» было написано И. Бродским в 1971 году, после того, как поэт пережил тяжелое заболевание. Он потерял много крови, врачи диагностировали злокачественную опухоль. Диагноз не подтвердился, поэт выжил, но с того времени его не покидало ощущение, что он находится на грани между жизнью и смертью. Это состояние отобразилось и в стихотворении «Натюрморт».

Тема произведения – мир людей и мир вещей, смерть. Автор показывает, что смерть неизбежна, рано или поздно она настигнет каждого. Он утверждает, что мир вещей намного совершеннее, чем человеческий, ведь вещи менее чувствительны ко времени, не таят в себе ни зла, ни добра.

С первых строк мы встречаемся с лирическим героем, который сидит на скамье, провожая взглядом проходящую мимо семью. Его охватило безразличие, даже зимний холод не заставляет сдвинуться с места. Эта деталь, а также эпиграф говорят о потерянной любви. Вероятно, этот факт стал одной из причин разочарования лирического героя в жизни и его молчаливости. Как не странно, он наслаждается тьмой.

Долго молчать не получается, лирический герой ощущает острую потребность выговориться. Он заводит речь о вещах, сравнивая их с людьми. Сначала он не выделяет отдельные предметы, образ вещей сборный. Лирический герой утверждает, что они приятнее, вместо добра и зла внутри них прах и пыль. Наконец он обращает внимание на старый буфет, считая его нутро богаче, внутреннего мира человека, буфет напоминает Нотр-Дам де Пари. Лирическому герою нравится, что вещи не пытаются стереть с себя пыль, понимая, что это «плоть и кровь» времени. На вещах можно сгонять свою злость, и они не станут ругаться.


Между раздумьями о вещах лирический герой обращает внимание на свое состояние, говоря, что начал спать днем. Сон нездоровый: во время него бедра стают холодными, проявляется «венозная синева». Он считает, что так его испытывает смерть. И. Бродский «бракует» традиционный образ смерти с косой, утверждая, что та имеет глаза возлюбленной.

Окончание стихотворения «Натюрморт» неожиданное. Автор обращается к религии, создавая диалог Матери Иисуса и ее сына (в Евангелии такого разговора нет). Мария не знает, кем приходится ей Христос, сыном или Богом, на что получает лаконичный, но глубокий по смыслу ответ «…я твой». Этой фразой автор хочет сказать, что существование человека определяется любовью другого.

В богатом арсенале художественных средств, использованных в стихотворении Бродского «Натюрморт» главную роль играют метафоры, с помощью которых автор передает свое видение вещей (вещь «пыль не тщиться перебороть») и человеческого существования («лицам их привит к жизни какой-то непокидаемый вид»). Вспомогательными тропами являются эпитеты и сравнения.

Композиционно стихотворение состоит из 10 циклов по три катрена в каждом. Каждый цикл можно рассматривать как отдельное мини-произведение, глубокий смысл они находят только в контексте целостного текста «Натюрморта». Рифма в катренах перекрестная. Стихотворный размер – трехстопный ямб. К основному тексту автор добавляет эпиграф, намекающий на причину разочарования в жизни.

В стихотворении «Натюрморт» И. Бродский сумел превратить обыденные вещи в философскую субстанцию, предать свое отношение к вечной проблеме смерти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бродского «На независимость Украины»
  • Анализ стихотворения Бродского «Любовь»
  • Анализ стихотворения Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому...»
  • Анализ стихотворения Бродского «В деревне Бог живет не по углам...»