Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»



Автор и название стихотворения

Игорь Северянин. Стихотворение «Это было у моря».

История создания стихотворения «Это было у моря»

Стихотворение написано в феврале 1910 года в честь поэтессы Воробьевой, чьим творчеством Северянин восхищался. Однако, после почтения у читателя невольно закрадывается мысль: а только ли стихами этой женщины восторгался коллега «по цеху»? Быть может, их связывали более теплые и трепетные отношения?

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Это было у моря»

Жанр - поэма-миньонет, своеобразная строфическая форма стихотворения (одна из десяти), новаторство Игоря Северянина. Миньонет – это танец, напоминающий вальс. В тексте происходит своеобразный лирический «танец» двух душ, связанных страстью.

Манерность, вычурность формы – главная особенность произведения. Это так называемый «экстазный» стих, изобретение поэта. Его отличает кажущаяся принадлежность авторства разным поэтам, многообразие актерских перевоплощений.

Тема – любовь, страсть, стихийно вспыхнувшее чувство между двумя представителями разных классов общества – королевы и пажа.

Идея – показать, что для страсти не существует границ, классовых различий и социального неравенства. Любовь всеобъемлюща и вездесуща.

Основная мысль – истинное искусство (музыка, поэзия) может пробудить в человеке настоящие чувства, погрузить его в мир блаженства. Паж и королева сблизились, благодаря шедевральной музыке Шопена.

Художественные средства в стихотворении «Это было у моря»

В стихотворении присутствуют эпитеты («ажурная пена», «городской экипаж», волна бирюзова»), ставшие своеобразным акцентом в канве текста. «Ажурная пена» показывает изящество, погружает в лирическую, романтическую атмосферу. «Бирюзовая волна» воссоздает красоту обстановки, нетривиальность, изысканность.

Лексические повторы («было все очень просто… было все очень мило…») вместе с анафорами («и пажа… и пажа…») придают тексту повествовательный тон, просто, легко и открыто рисуют историю взаимоотношений. Королева и паж, таким образом, здесь как бы уравниваются, лишаются классовых различий: в первую очередь, это женщина и мужчина, сумевшие обрести кратковременное совместное счастье. Характерно, что королева дает пажу «половину» граната – делит его пополам, что также подчеркивает равенство. Ярко-алый, как кровь, гранат здесь выступает значимой деталью: это фрукт любви и страсти.

Повторы («отдавалась»… «отдавалась»…) продлевают очарование романтической сказки, отдаляя момент разлуки. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» – как бы читается между строк. Герои понимают, что в условиях классового неравенства и суровых реалий жизни вместе им быть, конечно, не судьба и хотят продлить свое стихийное счастье как можно дольше. С рассветом все вернется на свои места: королева, покинув ложе страсти, вновь займет свой трон, а паж отправится прочь из ее покоев.

Антонимы («рабыня» - «госпожа»), на первый взгляд, парадоксальны: поддавшись искушению страсти, королева теряет свой титул и власть, становясь как бы ниже ее слуги по статусу. Однако, в истинном, не придуманном людьми, а природном мире ничего парадоксального здесь нет: соединившись с мужчиной, женщина как бы отходит на второй план, уступая ему первое, доминирующее место. Она сейчас не королева, а женщина, слаба и беззащитна.


Композиция стихотворения «Это было у моря»

Композиция разворачивается линейно, стихосложение музыкальное. Произведение названо «поэмой» благодаря использованию большого количества художественно-изобразительных средств.

Действие происходит в нереальном, придуманном мире. Уход из реальности связан с неприглядными событиями начала двадцатого века, с неудовлетворенностью жизнью, предчувствием войны и хаоса.

Первое четверостишие описывает место действия: романтический берег лазурного моря, башня замка загадочно мерцает посреди ажурных волн. Звуки прекрасной музыки Шопена дополняют романтическую обстановку. Безлюдье и тишь гарантирует сохранность тайны: никто в мире не узнает, что случится в данную минуту между королевой и ее слугой.

Противопоставление героев по статусу проходит тонкой нитью через весь текст произведения: в этом особенный, нетривиальный лиризм, пикантность, романтика и в этом же трагизм ситуации. Ведь долгосрочного счастья не случится, это всего лишь мимолетное увлечение.

Далее все случается «очень просто» и «очень мило»: между двумя молодыми людьми вспыхивает страсть. Разрезанный ярко-алый гранат здесь выступает не только символом любви и равенства: он здесь – плод искушения, подобен райскому яблоку, толкает на совершение греха. Госпожа становится «рабыней», променяв, пусть ненадолго, трон на ложе любви. Поэт выносит любовь на вершину смысла существования: ей подвержены все, даже королевы. Перед этим чувством все равны, и никто не сможет ему противиться.

Автор филигранно затрагивает тему классового неравенства, умело выстраивает собственную позицию к разделению общества. Разворачивается своего рода драма: молодые люди не смогут быть вместе долее, чем на одну ночь, каким бы ни было прекрасно их счастье.

Поэтическая лексика стихотворения «Это было у моря»

В тексте задействована экспрессивно окрашенная лексика, выделяющая глубину чувств: «ажурная», «внимая», «бирюзова», «отдавалась». В сочетании с простым, размеренным слогом повествования история приобретает особенную оригинальность и пронзительность.

Стилистические фигуры в стихотворении «Это было у моря»

В тексте два раза используется фигура умолчания – эллипс. В первой строфе эллипс показывает атмосферу уединения, это дает читателю предвкушение того, что должно случиться нечто таинственное, скрытое от посторонних глаз.

В последней строфе эллипс намеренно умалчивает подробности королевских покоев, скромно утаивая их от чужих любопытных глаз.

Поэтическая фонетика стихотворения «Это было у моря»

Северянин использует много полногласных сочетаний, которые придают напевность и музыкальность произведению.

Образ лирического героя в стихотворении «Это было у моря»

Образ лирического героя как бы отстранен – здесь это сторонний наблюдатель, повествующий историю страсти. Немного печальный и одинокий, он рассказывает сказку о кратковременном стихийном романе двух представителей классового неравенства. Счастье так близко, так желанно, но, увы, невозможно, пока мир строится по принципу разделения и существует в условиях классовой борьбы.

Литературное направление

Стихотворение написано в направлении «эгофутуризм».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Северянина «Поэзоконцерт»
  • Анализ стихотворения Северянина «Ананасы в шампанском»
  • Анализ стихотворения Северянина «Я, гений Игорь-Северянин»
  • Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»