Анализ стихотворения Северянина «Поэзоконцерт»



Автор и название стихотворения

Игорь Северянин. Стихотворение «Поэзоконцерт».

История создания стихотворения «Поэзоконцерт»

Стихотворение написано в направлении «эгофутуризм», который был личным изобретением Игоря Северянина. «Эгофутуризм» с латыни переводится как «Я есть будущее». Впервые оно было зафиксировано в заглавии сборника стихов Северянина в 1911 году ««Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос. Апофеозная тетрадь третьего тома». Ведущая его черта – победа индивидуальности над коллективом.

Принципы направления придумал сам автор, для которого единственной истиной была человеческая душа, а самоутверждение – жизненно необходимым для личности. Избегая шаблонности, он не отказывался от старого и вносил новое – авторские осмысленные неологизмы, яркие, нестандартные образы, разнообразные стихотворные размеры. Все это успешно было им отражено в стихотворении «Поэзоконцерт».

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Поэзоконцерт»

По жанру стихотворение напоминает оду, что выражается в характерной торжественности и размеренности слога.

Тема – описание атмосферы поэзоконцертов, восхищение особенной поэтической аурой.

Идея – показать, насколько значима поэзия и поэзоконцерты в частности.

Основная мысль – поэзия бессмертна, во все времена рождаются талантливые поэты, создающие что-то новое. Это – великий процесс, противостоящий вопреки всему. Поэзия прекрасна, вечна и подлинна, потому что она – отражение человеческой души.

Художественные средства в стихотворении «Поэзоконцерт»

В стихотворении много авторских неологизмов: «озерзамок», «офиалчен», «олилиен», «лиловеют», «разнотоннами», «пахитос», «софном». Они придают особенную торжественность, изысканность и являются отличительной чертой поэтического почерка автора.

Метафоры «цепят звенья пахитос (папирос)» в трех словах воспроизводят картину, где поэты прикуривают друг у друга в непринужденной беседе и приятной, дружеской атмосфере. Такая «цепь» папирос символизирует братство, объединяет всех этих людей и служит деталью творчества, высокого искусства в храме Поэзии. Академия поэзии – храм, святыня, попасть куда дано только избранным. Себя поэт называет «ректор Академии» – жрецом, заправляющим этим балом, что также является своеобразной метафорой. Нарочитая экстравагантность и небрежность обнаруживает виртуозность автора, его истинное призвание.

Эпитеты «белокаменный озерзамок», «гордый замок», «фиолетовый концерт», вешние сумерки», «траурные девы», «юное вдохновение», «софный бархат (бархат соф, диванов)» рождают атмосферу таинства, загадочности.

Много инверсий («в озерзамке беломраморном», «мая первого», «девам траурным») создают показную небрежность, виртуозное владение словом.

Катахреза (соединение несовместимых по значению слов – «фиолетовый концерт») воспроизводят сказочное ощущение «иного» мира.

Много анафор («посвященный … сумеркам, посвященный девам…», «золот (ценен, привлекателен) строфами, золот девушками… , золот вдохновениями»), характеризующих замок и концерт с различных сторон, делающих слог торжественным.

Олицетворения «гордый замок», «станы лиловеют» оживляют неодушевленные образы, создают ощущение сказочности.

Антитеза «не груди, а дюшес» приравнивают женские образы к неземным, божественным.

Риторические восклицания («проклинайте…!», «отсутствием рабов!», «громче… каркайте!», «я пью тост!») максимально показывают авторские эмоции, создают ощущение вечного праздника жизни. Поэты в замке – словно бессмертные боги на Олимпе, где всегда светло, хорошо и празднично.

Обращения «вороны», «люди трезвые» бросают вызов нелегкой судьбе мятежных душ поэтов, вопреки всему создают стихи. Эти произведения останутся в вечности, они – завещание потомкам.


Композиция стихотворения «Поэзоконцерт»

Стихотворение начинается с эпиграфа из Мирры Лохвицкой, популярной поэтессы, литературного кумира Северянина. Ее творчество послужило вдохновением для создания образа литературного Олимпа: отчетливые параллели прослеживаются весьма интенсивно. «Алтарь богов» у Лохвицкой преобразовался у Северянина в «Академию Поэзии», «призраки земли» - в «шум людской». Неслучайно имя Лохвицкой сегодня отождествляется в поэзии именно в связи с Северяниным.

Поэтическая лексика стихотворения «Поэзоконцерт»

В тексте много антонимов, с помощью которых автор противопоставляет людей, «пьющих вино» «людям трезвым», что подчеркивает избранность и особенность творческих личностей.

Характерное использование авторских неологизмов: «озерзамок», «офиалчен», «олилиен», «лиловеют разнотонами», «цепят». Неологизмы привлекают внимание читателя, заставляют его глубже анализировать текст, служат своеобразным шифром для понимания сути – того, что хотел выразить автор.

Стилистические фигуры в стихотворении «Поэзоконцерт»

В тексте есть фигура умолчания – эллипсис, которая дает возможность в максимально коротких фразах выразить нечто большее. Недосказанность развивает воображение, подстегивает читательскую фантазию, придает тексту необычность, оригинальность.

Поэтическая фонетика стихотворения «Поэзоконцерт»

В стихотворении автор использует прием аллитерации: намеренное «злоупотребление» согласными «р»: «…разнотонами станы тонких поэтесс», «проклинайте, трезвые! Громче, вороны, каркайте!» Такая насыщенность «р» озвучивает текст как лозунг, раскатисто и громогласно выделяя нужные моменты для привлечения внимания.

Образ лирического героя в стихотворении «Поэзоконцерт»

Свое имя «ректор Академии» Северянин ставит в центр, подчеркивая свою избранность, а само здание он величает храмом свободного искусства. Присутствующие в нем в разноцветных великолепных одеждах напоминают древнегреческих богов, вкушающих нектар (вино), проводящих время за обсуждением будущего потомков. Поэзия – удел избранных, способ заглянуть в вечность и обрести бессмертие, равное богам.

Литературное направление

Стихотворение написано в литературном направлении «эгофутуризм», основанное самим Игорем Лотаревым, взявшим псевдоним «Северянин».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Северянина «Ананасы в шампанском»
  • Анализ стихотворения Северянина «Я, гений Игорь-Северянин»
  • Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»
  • Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»