Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»



Автор и название стихотворения

Игорь Северянин. Стихотворение «Весенний день».

История создания стихотворения «Весенний день»

Стихотворение «Весенний день» подписано как «Дорогому К.М. Фофанову», и это не случайно. Константин Михайлович Фофанов был не только известным русским поэтом, предшественником символизма, но и учителем и другом Северянина.

В 1911 году «Весенний день» было опубликовано в сборнике под названием «Громокипящий кубок», после чего Северянин с Фофановым отправились на гастроли по большим городам с концертной поэтической программой.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Весенний день»

Жанр – элегия, пейзажная лирика.

Тема – пробуждение природы, весна.

Идея – показать благотворное воздействие природы на настроение человека. Весна рождает в человеческой душе вдохновение и желание жить.

Основная мысль стихотворения – весна – прекрасное время года, неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Хочется жить и постигать этот удивительный мир, выразить себя в нем, оставить след.

Художественные средства в стихотворении «Весенний день»

В стихотворении присутствует много эпитетов («весенний день», «горяч и золот», солнцем ослеплен», «я молод», «весел и влюблен», «юные луга», «румяным бабам», «вешние дубравы», «благословенный день»), которые выражают восторженное отношение автора к весенней природе.

Метафора «душа поет и рвется» показывает крайнее эмоциональное возбуждение, ощущение новизны и предвкушение перемен. Весна переполняет поэта эйфорией, заряжает энергией. Кажется, что отныне все будет по-другому, потому что наступила новая точка отсчета.

С помощью метафоры «город солнцем ослеплен» поэт рисует картину весеннего солнечного дня, когда тепло, зеленеет трава и все расцветает. Слепящее, жаркое солнце оживляет все вокруг, на душе особенно радостно и празднично.

Сравнение «как друга, целовать врага» показывает степень эмоционального возбуждения, позитивный настрой и переполнение радостью.


Композиция стихотворения «Весенний день»

Стихотворение написано двухсложным ямбом, рифмовка перекрестная. Начало стихотворения знаменуют жизнеутверждающие строки: «Весенний день горяч и золот»…. Это уже дает звучную оптимистичную ноту для всего последующего повествования.

В тексте много обращений, адресованных к неодушевленному миру природы: «Расти, трава! Цвети, сирень!» Так автор подчеркивает одухотворенность природы, глубокую взаимосвязь человека с ней. Лирический герой ликует от созерцания весенней картины, для него пробуждение природы от зимнего сна – некое таинство, священный ритуал. Можно сказать, что он благословляет природу, воспринимая и ее, и себя как продолжение Творца.

В тексте очень много восклицаний – они встречаются практически в каждом предложении. Это говорит о возвышенных чувствах автора, его нестандартном мировоззрении, оригинальности видения мира. Его лирический герой безумно рад самому факту своего существования, и он готов делиться своим восторгом с каждым.

В стихотворении есть отсылка к исконно русскому: так, например, здесь упоминаются слова «бричка», «юные луга» и «румяные бабы». В целом они воссоздают картину раздольной, патриархальной Руси с ее богатыми заливными лугами, покосами, крестьянами. При этом сам Северянин не застал эти времена (он современник двадцатого века), но в его воображении родина представлялась именно такой, как два-три века назад до его рождения.

В тексте несколько раз подчеркивается отношение автора к окружающим людям: всем чужим он обращается на «ты», готов расцеловать врага, утверждает, что все правы, а виноватых нет. Таким образом, он пропагандирует идею равенства, ведь у природы все люди равны. Классовое неравенство придумали сами люди, оно неестественно, и поэтому фальшиво.

Поэтическая лексика стихотворения «Весенний день»

В тексте присутствует обычная, нейтральная лексика, минимум авторских неологизмов («золот» вместо золотой). Просторечие с усеченным окончанием «скорей» вместо литературного «скорее» выдает нетерпение героя, его душевную открытость.

Это связано с тем, что автор стремился к простоте слога, не хотел загружать повествование слишком сложными конструкциями. Эмоции лирического героя просты, живы и искренни, его душа поет и ликует от счастья.

Стилистические фигуры в стихотворении «Весенний день»

В стихотворении присутствует эллипс – фигура умолчания («Я всех чужих зову на «ты»…») Мысли его лирического героя хаотичны от радости и перевозбуждения, его легко переносит с одного на другое. Он готов обнять и расцеловать все вокруг: солнце, деревья, небо, цветы… Все люди для него сейчас – братья, он рад всему абсолютно. Таким образом, автор специально прервал повествование, чтобы показать всю силу позитивных эмоций.

Анафоры («какой»… «какие»… «я»…. «я»….) подчеркивают упоение лирического героя происходящим, его нахождение в моменте. Он сосредоточен на себе и своем экстазе от весенней природы, его ликующая душа не может умолкнуть ни на минуту. Он, как маленький ребенок, непоседлив и непосредственен в этом моменте, он куда-то спешит, торопится сделать что-то.

Поэтическая фонетика стихотворения «Весенний день»

В тексте много полногласных сочетаний, которые имитируют оживленный весенний день: у читателя возникают ассоциации с пением птиц, журчанием ручья, голосами радостных жителей. Все живет, цветет и дышит.

Образ лирического героя в стихотворении «Весенний день»

Образ лирического героя ассоциируется с юностью и непосредственностью, влюбленностью. Этот человек действительно влюблен в жизнь – настолько живо и в красках он воспринимает довольно обычные вещи. Для него весна – не привычный ход природных явлений, это перерождение и в физическом, и в духовном смысле.

Этот человек смотрит на происходящее как на явление чуда, предвкушает что-то волшебное и интересное. Он счастлив уже потому, что живет на этой планете, и спешит обнять весь мир. Герой ощущает себя частью Творца, наполнен живительной энергией и силой.

Литературное направление

Стихотворение написано в направлении эгофутуризма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Северянина «Поэзоконцерт»
  • Анализ стихотворения Северянина «Ананасы в шампанском»
  • Анализ стихотворения Северянина «Я, гений Игорь-Северянин»
  • Анализ стихотворения Северянина «Это было у моря»