Анализ стихотворения Северянина «Весенний день»
2. История создания стихотворения «Весенний день»
3. Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Весенний день»
4. Художественные средства в стихотворении «Весенний день»
5. Композиция стихотворения «Весенний день»
6. Поэтическая лексика стихотворения «Весенний день»
7. Стилистические фигуры в стихотворении «Весенний день»
8. Поэтическая фонетика стихотворения «Весенний день»
9. Образ лирического героя в стихотворении «Весенний день»
10. Литературное направление
Автор и название стихотворения
Игорь Северянин. Стихотворение «Весенний день».
История создания стихотворения «Весенний день»
Стихотворение «Весенний день» подписано как «Дорогому К.М. Фофанову», и это не случайно. Константин Михайлович Фофанов был не только известным русским поэтом, предшественником символизма, но и учителем и другом Северянина.
В 1911 году «Весенний день» было опубликовано в сборнике под названием «Громокипящий кубок», после чего Северянин с Фофановым отправились на гастроли по большим городам с концертной поэтической программой.
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Весенний день»
Жанр – элегия, пейзажная лирика.
Тема – пробуждение природы, весна.
Идея – показать благотворное воздействие природы на настроение человека. Весна рождает в человеческой душе вдохновение и желание жить.
Основная мысль стихотворения – весна – прекрасное время года, неиссякаемый источник вдохновения для поэта. Хочется жить и постигать этот удивительный мир, выразить себя в нем, оставить след.
Художественные средства в стихотворении «Весенний день»
В стихотворении присутствует много эпитетов («весенний день», «горяч и золот», солнцем ослеплен», «я молод», «весел и влюблен», «юные луга», «румяным бабам», «вешние дубравы», «благословенный день»), которые выражают восторженное отношение автора к весенней природе.
Метафора «душа поет и рвется» показывает крайнее эмоциональное возбуждение, ощущение новизны и предвкушение перемен. Весна переполняет поэта эйфорией, заряжает энергией. Кажется, что отныне все будет по-другому, потому что наступила новая точка отсчета.
С помощью метафоры «город солнцем ослеплен» поэт рисует картину весеннего солнечного дня, когда тепло, зеленеет трава и все расцветает. Слепящее, жаркое солнце оживляет все вокруг, на душе особенно радостно и празднично.
Сравнение «как друга, целовать врага» показывает степень эмоционального возбуждения, позитивный настрой и переполнение радостью.
Композиция стихотворения «Весенний день»
Стихотворение написано двухсложным ямбом, рифмовка перекрестная. Начало стихотворения знаменуют жизнеутверждающие строки: «Весенний день горяч и золот»…. Это уже дает звучную оптимистичную ноту для всего последующего повествования.
В тексте много обращений, адресованных к неодушевленному миру природы: «Расти, трава! Цвети, сирень!» Так автор подчеркивает одухотворенность природы, глубокую взаимосвязь человека с ней. Лирический герой ликует от созерцания весенней картины, для него пробуждение природы от зимнего сна – некое таинство, священный ритуал. Можно сказать, что он благословляет природу, воспринимая и ее, и себя как продолжение Творца.
В тексте очень много восклицаний – они встречаются практически в каждом предложении. Это говорит о возвышенных чувствах автора, его нестандартном мировоззрении, оригинальности видения мира. Его лирический герой безумно рад самому факту своего существования, и он готов делиться своим восторгом с каждым.
В стихотворении есть отсылка к исконно русскому: так, например, здесь упоминаются слова «бричка», «юные луга» и «румяные бабы». В целом они воссоздают картину раздольной, патриархальной Руси с ее богатыми заливными лугами, покосами, крестьянами. При этом сам Северянин не застал эти времена (он современник двадцатого века), но в его воображении родина представлялась именно такой, как два-три века назад до его рождения.
В тексте несколько раз подчеркивается отношение автора к окружающим людям: всем чужим он обращается на «ты», готов расцеловать врага, утверждает, что все правы, а виноватых нет. Таким образом, он пропагандирует идею равенства, ведь у природы все люди равны. Классовое неравенство придумали сами люди, оно неестественно, и поэтому фальшиво.
Поэтическая лексика стихотворения «Весенний день»
В тексте присутствует обычная, нейтральная лексика, минимум авторских неологизмов («золот» вместо золотой). Просторечие с усеченным окончанием «скорей» вместо литературного «скорее» выдает нетерпение героя, его душевную открытость.
Это связано с тем, что автор стремился к простоте слога, не хотел загружать повествование слишком сложными конструкциями. Эмоции лирического героя просты, живы и искренни, его душа поет и ликует от счастья.
Стилистические фигуры в стихотворении «Весенний день»
В стихотворении присутствует эллипс – фигура умолчания («Я всех чужих зову на «ты»…») Мысли его лирического героя хаотичны от радости и перевозбуждения, его легко переносит с одного на другое. Он готов обнять и расцеловать все вокруг: солнце, деревья, небо, цветы… Все люди для него сейчас – братья, он рад всему абсолютно. Таким образом, автор специально прервал повествование, чтобы показать всю силу позитивных эмоций.
Анафоры («какой»… «какие»… «я»…. «я»….) подчеркивают упоение лирического героя происходящим, его нахождение в моменте. Он сосредоточен на себе и своем экстазе от весенней природы, его ликующая душа не может умолкнуть ни на минуту. Он, как маленький ребенок, непоседлив и непосредственен в этом моменте, он куда-то спешит, торопится сделать что-то.
Поэтическая фонетика стихотворения «Весенний день»
В тексте много полногласных сочетаний, которые имитируют оживленный весенний день: у читателя возникают ассоциации с пением птиц, журчанием ручья, голосами радостных жителей. Все живет, цветет и дышит.
Образ лирического героя в стихотворении «Весенний день»
Образ лирического героя ассоциируется с юностью и непосредственностью, влюбленностью. Этот человек действительно влюблен в жизнь – настолько живо и в красках он воспринимает довольно обычные вещи. Для него весна – не привычный ход природных явлений, это перерождение и в физическом, и в духовном смысле.
Этот человек смотрит на происходящее как на явление чуда, предвкушает что-то волшебное и интересное. Он счастлив уже потому, что живет на этой планете, и спешит обнять весь мир. Герой ощущает себя частью Творца, наполнен живительной энергией и силой.
Литературное направление
Стихотворение написано в направлении эгофутуризма.