Анализ стихотворения Цветаевой «Куст»


Стихотворение «Куст» появилось из-под пера Марины Цветаевой в августе 1934 г. В это время поэтесса проживала в Париже, её стихотворения запрещали публиковать. Финансовое положение семьи Цветаевых было трудное. Муж Марины Ивановны настаивал на возвращении в СССР. Это становилось причиной конфликтов. Крик души Цветаевой выражался в стихотворениях. Не исключение и «Куст» ‒ стихотворение-двойчатка.

«Куст» относится к интимной лирике. Написано произведение в форме монолога-исповеди лирической героини.

Тема анализируемого стихотворения ‒ размышления лирической героини о кусте, о своей судьбе и своем творчестве. Автор показывает, что успокоения, гармонии нужно искать в природе, а не среди людей. Природа никогда не лукавит.

В центре стихотворения два образа: лирическая героиня и куст. Автор не говорит, о каком растении идет речь, но упоминает, что куст цветущий. Сначала лирическая героиня задается вопросом: «Что нужно кусту от меня?» Женщина не понимает, почему постоянно вспоминает растение. Ей кажется, что кусту что-то от нее нужно. В стихотворение показано, насколько человек беден в сравнении природой. Куст поэтесса называет имущим, а лирическая героиня характеризует себя эпитетом «неимущая». Женщина признается, что душа её пуста, только куст наполняет её. Следует также обратить внимание на деталь в первом катрене. Лирическая героиня называет свою судьбу «собачьей». Эту деталь можно считать автобиографической.


Лирическая героиня уверенна, что на ветвях не рождается в муках молва, а листы одинаковы, не то, что в её стихотворениях. Она не скрывает, что мысли её гораздо глубже, пока она молчит.

Во второй части произведения лирическая героиня пытается объяснить, что же ей нужно от куста. Она хочет от него тишины, которая витает «между витаньем и речью». Той тишины, в которой таится невнятность поэм, слогов, музыки, которая находится «между согласьем и спором». Такую тишину лирическая героиня называет полной.

Стихотворение М.И. Цветаевой «Куст» по смыслу делится на две части: размышления лирической героини о том, что от неё нужно кусту и о том, что нужно ей от растения. Формально стихотворение состоит из двух частей. В первой из них ‒ восемь катренов, во второй ‒ пять. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер ‒ двух- и трехстопный амфибрахий.

Для воспроизведения внутреннего состояния лирической героини, раскрытия темы и реализации идейного звучания М. Цветаева использовала художественные средства. В тексте много эпитетов («разверстая душа», «глубока, неизбывна» (про тишину), «невнятица дивная»), метафор («только кустом не пуста» (про душу), «чего не видал… в преткновения пнях», «словарю предавши бессмертную силу»). Также в тексте есть антитезы («имущему ‒ от неимущей», «старые сады» ‒ «музыка новая»), риторическое восклицание («… не шуми минуточку, мир человечий»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Цветаевой «Анне Ахматовой»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Байрону»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Маяковскому»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с тобою лишь два отголоска…»