Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с тобою лишь два отголоска…»


Стихотворение «Мы с тобою лишь два отголоска…» посвящено мужу Марины Цветаевой Сергею Эфрону. С ним Марина Ивановна познакомилась в Коктебеле в 1910 г., когда гостила у Максимилиана Волошина. Роман Цветаевой и Эфрона развивался стремительно, вскоре они поженились. Спустя несколько лет Марина Ивановна поняла, что муж для неё только друг. Чувства постепенно начали угасать, поэтесса встретила Софью Парнок, с которой у нее закрутился яркий роман. Все эти перемены воплотились в анализируемом стихотворении. Точная дата написания его неизвестно, но можно предположить, что оно было создано между 1912 ‒ 1920 гг.

Произведение «Мы с тобою лишь два отголоска…» относится к интимной лирике. Написано оно форме монолога-исповеди лирической героини, в котором она обращается к некогда любимому мужчине.

Тема стихотворения ‒ воспоминания о былых чувствах, размышление о месте когда-то любимого мужчины в жизни лирической героини. Поэтесса показывает, что любовь не исчезает бесследно, иногда она превращается в дружбу, которая, тем не менее, терзает сердце человека.

Центральные образы стихотворения ‒ лирическая героиня и её бывший возлюбленный. Лирическая героиня обращается к мужчине, вспоминая, как когда-то они покорно отдались «роковому лучу». Тогда чувства казались сладчайшим недугом, который терзал души. Из-за этого бывшего возлюбленного теперь так тяжело «чувствовать другом».


Лирическая героиня еще надеется, что её сердце успокоится: «станет горечь улыбкою скоро, и усталостью станет печаль». Она признается, что её жаль только «утраченной тайны». В последних строках женщина рассказывает, как ей тяжело чувствовать бывшего любимого братом.

По смыслу стихотворение М.И. Цветаевой «Мы с тобою лишь два отголоска…» условно можно поделить на части: воспоминания о том, как зарождалось роковое чувство; надежда на успокоение; размышления лирической героини над тем, почему её трудно чувствовать когда-то любимого мужчину братом. Формальная организация стихотворения ‒ четыре катрена с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки трехстопным анапестом.

Раскрыть тему стихотворения и реализовать идею помогают художественные средства. В тексте есть метафоры («мы с тобою лишь два отголоска», «мы когда-то… отдались роковому лучу», «чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло»), эпитеты («сладчайший недуг», «»утомленный анатом», «сладчайшее зло»). Для того чтобы акцентировать внимание на деталях, лаконично передать свои чувства поэтесса использовала синонимы («ты затихнул, и я замолчу») и антонимы (улыбка ‒ горечь, печаль).

Эмоции лирической героини анализируемого стихотворения подчеркиваются также повторением строки «мне порою до слез тяжело» в двух четверостишиях. Психологическое изнурение выражается и посредством аллитерации. Например, поэтесса нанизывает слова с согласным «с»: «… и усталостью станет печаль».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Цветаевой «Куст»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Анне Ахматовой»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Байрону»
  • Анализ стихотворения Цветаевой «Маяковскому»