Авторская позиция в рассказе Бунина «Цифры»


Рассказ И.А. Бунина «Цифры» имеет ряд отличительных особенностей. Самой главной из них является то, что повествование ведется от первого лица. Рассказчик является участником событий и главным героем произведения. Форма «я»-повествования мешает понять авторскую позицию. Голос автора звучит минимально, он выражается с помощью выбранных лексических средств, а также с помощью отношения самого рассказчика к происходящему.

Ссора, которая произошла между мальчиком Женей и его дядей-рассказчиком, описывается взглядом дяди. Ситуация рассматривается так, что повествователь указывает и на те чувства, которые он испытывал на тот момент, и на то, как к этому он относится в момент повествования. Так автор показывает, что мировоззрение повествователя терпит изменения. Если раньше нетерпеливость Жени, который хотел научиться писать цифры, вызывала у дяди раздражение и даже ненависть, то после он стал понимать, что капризы ребенка и его бунт против взрослых стал следствием поступков дяди. Спустя время герой понял, что Женя хотел познать окружающий мир, а он на тот момент не понял его истинных намерений.

И.А. Бунин, описывая поведение дяди и Жени, использует определенные средства, которые позволяют сказать об авторском отношении. Если дядя «в бешенстве вскочил», «рявкнул», «кинулся», «крепко и с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты», «захлопнул дверь», то Женя кричал таким «звонким криком беспричинной, божественной радости», что весь отдавался тому, что «происходило в переполненной жизнью душе», что «сам господь бог улыбнулся бы при этом крике». Такие языковые средства помогают сказать о том, что намерения мальчика, связанные со стремлением познать для себя что-то новое, – благо, а поступки дяди – своеобразная жестокость по отношению к Жене.


Рассказчик-дядя сам признает свои ошибки прошлого. Он иронизирует над самим собой, когда говорит о том, что был очень умным дядей. Герой рассказывает повзрослевшему племяннику эту историю, будто исповедуется перед ним. Дяде стыдно за свой поступок, поэтому он запоминается ему, в то время как данная ссора ребенком не запоминается вовсе.

Признание дядей собственных ошибок ценится автором. Образ дяди не описывается отрицательно, из рассказанной им ситуации он сделал выводы. И.А. Бунин объективно показывает конфликт между миром взрослых и миром ребенка. Никто из героев не признан автором виновным в ссоре, никого он также не поддерживает, показывая, что и дядя, и Женя проявили в данной ситуации эгоизм. Эта ссора преподала дяде жизненные уроки. И именно это, по мнению И.А. Бунина, важно. Писатель продемонстрировал чувства и эмоции как дяди, так и Жени, показав, что многие их поступки были глупы и необдуманны.

Авторская позиция выражается в замысле произведения. Для писателя не было важным поддержать какую-то конкретную сторону: взрослого или ребенка, для него было важным научить взрослых понимать детей и смотреть на их поступки глазами не взрослого человека, а ребенка.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Внешний и внутренний конфликт в рассказе Бунина «Цифры»
  • Композиция рассказа Бунина «Цифры»
  • Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе Бунина «Цифры»
  • Отзыв о рассказе Бунина «Цифры»