Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе Бунина «Цифры»
В рассказе И.А. Бунина «Цифры» мир ребенка противопоставляется миру взрослых. Мальчик Женя – любознательный и стремящийся к познанию нового ребенок. Его мир довольно прост и наивен. Женя просыпается и думает о том, что он хочет научиться писать и считать. Его мечты направлены на познавание, он хочет узнать что-то новое для самого себя, хочет прикоснуться к ранее неизученному. Однако эти стремления оказываются непонятыми дядей. Дядя смотрит на желания и поступки ребенка с точки зрения мировоззрения взрослого. Только спустя много лет дядя понимает, что совершил в тот день «великий грех». Ссора с племянником заставила дядю посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, поспособствовала тому, что взрослый человек стал оценивать поступки ребенка с детского восприятия. Но на тот момент дядя не задумывался об этом.
И.А. Бунин показывает, что дядя довольно властно отнесся к Жене, думая, что решать за мальчика ему позволяет его жизненный опыт. Дядя думает о том, что нельзя баловать ребенка, не понимая при этом, что лишает его возможности учиться новому и познавать окружающий его мир. Собственное спокойствие оказывается важнее искренних стремлений мальчика. Дядя отказывается показывать Жене цифры, потому что ему было лень идти в город за бумагой и карандашами. Не понимая, что у мальчика есть свои мечты и желания, чувства и эмоции, дядя ранит детскую душу. Ему сложно понять то, что взгляды ребенка на жизнь отличаются от мировоззрения взрослого человека. Поэтому дядя оценивает поступки Жени с точки зрения взрослого человека, не понимая, что перед ним маленький ребенок со своими проблемами. Именно проблемой и трудностью стал для Жени отказ дяди показать цифры.
Мальчик Женя оказывается под давлением взрослых, которые проецируют на него взрослые отношения, о которых он еще ничего не знает. Бабушка шантажирует Женю, говоря о том, что дядя больше не будет привозить ему гостинцев. Ребенку приходится смириться, чтобы получить желаемое. Он становится заложником привычных для взрослых приемов общения.
Мальчик Женя и дядя говорят друг с другом на одном языке, но фактически не понимают друг друга, потому что у них разные возрастные особенности с точки зрения психологии. Дядя рассуждает как человек-философ, уже со многим встречающийся на своем жизненном пути. Он считает, что мальчик должен научиться встречать удары судьбы и мириться с ними. Однако Женя не мог понять таких мыслей дяди в силу своего возраста. Для него мир делился на хорошее и плохое. Хорошим для Жени на тот момент было занятие с цифрами, а плохим – отказ дяди показать ему цифры.
Неспособность более глубоко взглянуть на мир становится одной из причин конфликта между ребенком и взрослым. Дядя думал о том, что Женя сам поймет то, что понимал он, однако детское мышление мальчика мешало ему посмотреть на мир глазами дяди. Только через годы дядя понял это, и ему было стыдно за свой поступок. Именно поэтому он делится своими воспоминаниями со своим повзрослевшим племянником, тем самым уча его трепетно и осторожно относится к мировоззрению детей.