Композиция рассказа Бунина «Цифры»
Рассказ И.А. Бунина «Цифры» интересен в композиционном отношении. Повествование построено в форме воспоминаний дяди о детстве мальчика Жени. Форма «я»-повествования помогает раскрыть и чувства дяди, и чувства мальчика. Обращение к участнику событий на «ты», разговор о собственных поступках позволяют говорить о диалогичности повествования.
Особенностью является то, что в 5 главе рассказ дяди прерывается одной фразой Жени, к которому и обращено повествование: «И мы тотчас помирились?». Это говорит о том, что история жизни Жени оказывается забытой им, незнакомой и новой, будто дядя рассказывает о чужой жизни. Такой прием позволяет сделать рассказ поучительным и назидательным для младшего поколения. Женя самостоятельно оценивает свои поступки, смотря на них как бы со стороны.
Композиционно рассказ делится на 7 частей. В первой части дядя, от лица которого ведется повествование, обращается к своему племяннику и рассказывает ему часть истории из детской жизни Жени.
Вторая часть является своеобразной экспозицией: мальчик Женя, проснувшийся с мыслями о совершении своей мечты – научиться рисовать, читать и считать – просит своего дядю показать ему цифры, на что слышит ответ «завтра».
В третьей части рассказывает о том плане, который придумал Женя в знак протеста. Дядя отмечает, что только тут начинается история, значит, эта часть является завязкой с последующим развитием действия. Здесь же происходит ссора между мальчиком и дядей.
Четвертая часть, являющаяся кульминационной, посвящена реакции избалованного Жени на произошедший конфликт.
Пятая часть говорит о максимализме ребенка, который обещает дяде, что больше никогда не будет любить его. Конфликт со стороны Жени нарастает.
В шестой части рассказывается о том, что слова бабушки повлияли на самолюбие Жени, теперь он был сломлен, но смог понять свою неправоту. Седьмая часть является разрешением внешнего конфликта – дядя и Женя помирились и стали заниматься счетом вместе. Эта часть представляет собой развязку.
Фабула рассказа «Цифры» не совпадает с сюжетом. Первая часть перекликается с седьмой, они дополняют друг друга, делая картину примирения наиболее полной.
В первой главе рассказчик-дядя говорит о теме, про которую пойдет речь далее. Последующие главы идут в прямой последовательности. На связь первой и седьмой части говорит обращение дяди к Жене: «Помнишь ли…?».
Соединение воедино первой и последней главы рассказа позволяет сказать о кольцевой композиции произведения. Фактически один и тот же момент в истории прерывается воспоминаниями. Фабула построена так, что сама история начинается во второй главе, а заканчивается в седьмой, которая соединяется с первой. В последней части не только говорится о ссоре, которая произошла между героями, но и оценивается дядей. В этом заключена отличительная композиционная особенность рассказа И.А. Бунина «Цифры».
Читатель из первой главы видит, что мальчик понимает свои ошибки и извиняется перед дядей. Последующие же главы показывают, как конфликт между героями нарастает и как Женя приходит к осознанию своей неправоты.