Белинский о романе Лермонтова «Герой нашего времени»


Известный критик В.Г. Белинский оставил свое мнение относительно романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в статье, датированной 1840 годом.

Повесть «Бэла», по мнению В.Г. Белинского, стала свидетельством «силы молодого таланта», показала разнообразие и многосторонность таланта «творческой натуры, чуждой всяких побуждений, кроме вдохновения», М.Ю. Лермонтова.

Критик отмечает, что части романа являются отдельными художественными произведениями, которые в то же время связаны воедино. В.Г. Белинский утверждает, что во всех частях романа под общим заглавием «Героя нашего времени» с помощью одного лица, являющегося героем всех произведений, наблюдается одна и та же мысль.

Отмечая довольно обыденные сюжеты романа, В.Г. Белинский утверждает, что содержание заключается «не во внешней форме, не в сцеплении случайности, а <…> в творческой концепции».


Критик особое внимание уделяет постепенному раскрытию образа Печорина. В главе «Бэла» герой является еще каким-то таинственным лицом. После прочтения «Максима Максимыча» любопытство читателя еще не удовлетворено, а только еще более раздражено. Загадка в главе «Тамань» становится только заманчивее, однако отгадка здесь еще не наблюдается. Основная идея романа, по мнению В.Г. Белинского, заключена в главе «Княжна Мери». Несмотря на то что уже можно понять героя и его основные черты, глава «Фаталист» помогает еще больше понять Печорина.

Обращает внимание В.Г. Белинский на композиционные особенности романа. «Журнал Печорина» позволяет читателю познакомиться не через посредство других лиц, которые его не понимают, а через его самого.

В.Г. Белинский критикует «строгих моралистов», которые осуждают Печорина и называют его «эгоистом, злодеем, извергом, безнравственным человеком». Автор статьи убежден, что Печорин – не эгоист, поскольку умеет чувствовать и размышлять о самом себе.

Анализируя образ Печорина, В.Г. Белинский приходит к выводу, важному для понимания всего лермонтовского романа: «нет ничего труднее, как разбирать язык собственных чувств, как знать самого себя!»; «нет ничего труднее, как знать и понимать самих себя». Критик подчеркивает свойственные Печорину «противоречия с самим собою вследствие непонимания самого себя». В.Г. Белинский отмечает, что Печорин владеет как «глубокостию натуры», так и «жалкостию действий», которые противостоят друг другу. Автор статьи утверждает, что Печорин двойственен: первый человек внутри него «действует», а второй – «смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения». Причем, как отмечает В.Г. Белинский, Печорин, «ошибочно действуя, еще ошибочнее судит себя». В.Г. Белинский отмечает, что Печорин «не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду, горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Критик отмечает, что Печорин, сделав самого себя предметом своих наблюдений, не только признается в истинных недостатках, но и выдумывает их или неправильно истолковывает свои поступки.

Таким образом, В.Г. Белинский выступил в защиту М. Ю. Лермонтова и его героя Печорина, выражая мысль о том, что это жизненный образ, который непосредственно связан с реальной действительностью, с существующим «переходным состоянием духа». По мнению критика, Печорин действительно является «героем времени».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герцен о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Бурачек о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Шевырев о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • История создания романа Лермонтова «Герой нашего времени»