Бурачек о романе Лермонтова «Герой нашего времени»


Критик С.О. Бурачок оставил свое мнение относительно написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в статье, датированной 1840 годом. Данная статья стала первой критической статьей относительно романа.

В своей статье критик делает попытку «развинтить» лермонтовского «Героя нашего времени». Здесь выражено явно негативное отношение автора статьи к роману.

С.О. Бурачок утверждает, что в романе хорошими являются только внешнее построение и слог. Романтическое же по превосходству содержание с ложной идеей, по мнению критика, «никуда не годится». С.О. Бурачок выражает мнение о том, что роман является эпиграммой, составленной из софизмов.

Деля русские романы на «высокий род», «средний род» и «низенькие», критик отнес «Героя нашего времени» к «низеньким» романам. Уверенный в том, что в хорошем произведении должны быть «философия, религиозность, русская народность», С.О. Бурачок подчеркивает, что лермонтовский роман лишен всего этого. Критик, уверенный в том, что искусство в целом и литература в частности должны вести человека к Богу, утверждал, что лермонтовский роман является «идеалом легкого чтения». С.О. Бурачок говорит о том, что данный роман является «чудом» и «находкой» только для тех, кому невыносимо находиться наедине с самим собой, для здравомыслящих же людей роман «слишком неотраден».

С.О. Бурачок довольно поверхностно пересказывает сюжет всех глав романа. Автор иронично называет «милым» и «натуральным» элементы главы «Бэла»: «воровство, грабеж, пьянство, похищение и обольщение девушки, два убийства <…>». Автор статьи, однобоко рассматривая поведение Печорина после смерти Бэлы, подчеркивает, что на гибель Бэлы Печорин реагирует так: хохочет.


Критик утверждает, что Печорин и «глуп» и «зол». Он сравнивает главного героя романа с доской, к которой прибита мыслительная машинка, внутри которой нет «ни разума, ни чувства, ни совести». С.О. Бурачок называет Печорина «идеальным чудовищем, народно подобранным». Он утверждает, что Печорин красив только внешне, внутри же у него «гниль и смрад». С.О. Бурачок выражает мысль о том, что М.Ю. Лермонтов оклеветал целое поколение, когда назвал «чудовище» Печорина «героем времени».

Многие исследователи и критики отмечали, что С.О. Бурачок не смог увидеть психологизм М.Ю. Лермонтова и поставленную в центр внимания «историю души человеческой».

Автор критической статьи уверен, что в романе нет «ни одного порядочного, сносного человека: несносны, потому что поддельны, утрированы». Среди персонажей С.О. Бурачок выделяет только Максима Максимыча, который относился к Печорину как к другу, брату или сыну. Но и изображение «простого, добросердечного» Максима Максимыча, по мнению критика, не вполне удачно.

С.О. Бурачок утверждает, что переставать описывать в художественных произведениях грехи и пороки не нужно, однако описывать их нужно так, чтобы не вызывать у читателей к ним симпатии и жалости. Критик, не поняв ироничное название романа, считал, что Печорина нельзя было назвать «героем».

Завершает свои размышления о «Герое нашего времени» С.О. Бурачок тем, что ставит его ниже романа «Мещанин» А.П. Башуцкого, который, по мнению критика, является «истинным романом».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Белинский о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Герцен о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Шевырев о романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • История создания романа Лермонтова «Герой нашего времени»