Чем могло привлечь зрителей — современников Максима Горького — название пьесы «На дне»?


Замысел пьесы, о которой М. Горький сказал, что «это будет страшно», относится к 1900 году. Всерьез к работе над произведением писатель приступил в начале 1902 года, о чём свидетельствует письмо к Станиславскому. Еще до постановки пьесы в театре Горький читал ее друзьям, премьера в России состоялась в декабре 1902 года.

С названием пьесы связано несколько историй. У Горького было несколько вариантов заглавия: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Под последним пьеса несколько раз была поставлена за рубежом. По поводу появления окончательного названия существует несколько версий. Бунин утверждал, что его предложил Горькому Л. Андреев, который придавал заглавию произведения большое значение. По его мнению, оно «должно бить публику в лоб и без промаху». Когда Горький показал ему пьесу, то Андреев сразу обратил внимание на название, «На дне жизни» он оценил как глупо и плоско. Станиславский говорил, что идея окончательного названия принадлежит Немировичу-Данченко. Царскую цензуру пьеса под названием «На дне» ввела в заблуждение, никто не заподозрил в ней ничего крамольного. Пьесу разрешили ставить, но только в одном театре.


Окончательное заглавие пьесы, состоящее из двух слов, отличалось лаконичностью и открывало большой простор для фантазии. Попробуем представить, что думали современники Горького, увидев театральную афишу. О чем может быть пьеса с таким названием? В прямом значении это название может указывать на определенный жанр. В детективе на дне могут быть спрятаны улики, в приключенческой пьесе – клад, сокровища, фантастика перенесёт действие на подводную лодку или в подводный город. В переносном значении и вовсе можно предположить множество вариантов. Возможно, автор хочет показать дно человеческой души, может быть, подразумевается дно жизни, дно общества, дно бутылки, в конце концов. Можно провести аналогию с другими пьесами Горького такими, как «Враги» и «Мещане», в которых название подразумевает наименование определенной группы людей.

Думается, что в заглавии пьесы соединились некоторые из приведенных выше версий. Произведение показывает и общественное дно, и дно человеческой души, указывает на социальную общность. Героями пьесы являются люди, которые лишились в жизни всего, что дает им право именовать себя полноправными членами общества, но не лишает права именовать себя человеком. Они составляли немалый пласт российского общества того времени и оказали на него определенное влияние. Дно человеческой души помогло увидеть появление странника Луки. Оказалось, что на самом деле у всех обитателей ночлежки, которых и людьми-то назвать сложно, есть душа, наивная, ранимая, отзывчивая на доброту и ждущая чуда.

«На дне» было первым произведением Горького, которое принесло ему не просто славу, а мировую известность. Месяц спустя после российской постановки состоялась премьера в Берлине, где за три года ее поставили 500 раз. Пьесу много и живо обсуждали и критики, и читатели, и зрители. Мне наиболее близко мнение Андреева, который сказал, что никто не смог по-настоящему понять это произведение, «всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть...». Я думаю, что эти слова отражают в какой-то степени причины интереса к пьесе и глубину ее названия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Говорящие имена в пьесе Горького «На дне»
  • Какие ассоциации возникают у вас в связи с именами героев пьесы Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука?
  • Смысл названия пьесы Горького «На дне»
  • Философская проблематика пьесы Горького «На дне»