Что делает комедию Фонвизина «Недоросль» характерным произведением эпохи Просвещения?


Начало преобразований общественного устройства в духе Просвещения в России связано с правлением Петра Великого, но основные процессы пришлись на царствование Екатерины II. Изменения коснулись и литературы. Основные художественные направления в искусстве слова: классицизм, романтизм, сентиментализм. Комедия Фонвизина «Недоросль» появилась именно в это время, являясь характерным произведением художественной литературы эпохи Просвещения.

Она написана в духе классицизма, но ясно видны черты реалистического изображения жизни. Герои носят говорящие фамилии, драматург соблюдает единство места, времени и действия, но при этом подробно показывает реальную жизнь и быт героев.

Художественные произведения эпохи Просвещения старались пробудить стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Основная проблема комедии Фонвизина – воспитание просвещенных дворян для будущего Отечества. В доме главной героини Простаковой царит атмосфера безнравственности, о добродетели здесь все забыли. Ни чести, ни благонравия в поступках обитателей имения. У недоросля Митрофана примитивные желания: много и вкусно поесть и весь день резвиться на голубятне. У сыночка Простаковой нет желания учиться, а вот жениться уже «давно охота берет». В финале комедии Митрофанушку Правдин отправляет на службу.


Деятелей этой эпохи – просветителей – считают гуманистами. Драматург надеется на перемены и верит, что человек должен жить по правилам. Основное звучит так: «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Он осуждает героиню пьесы за бесчеловечность. Жестокость хозяйки поместья превратила жизнь крепостных в нищенское и голодное существование: «все, что было, у них отобрали». Она «холопям потакать не намерена» – и за всякую оплошность постоянно наказывает. Правдин, честный государственный служащий, живет три дня в доме Простаковых. Он возмущен варварским отношением «злой фурии» к дворовым и запрещает ей управлять имением, взяв его под опеку.

Идею эпохи просвещения о ценности человеческого счастья Фонвизин раскрывает на примере Софьи и Милона. Любящим друг друга молодым людям пришлось пережить сложные испытания, чтобы обрести счастье быть вместе.

Общей характерной особенностью литературных произведений этого периода является их глубокая философичность. Образ Стародума отображает точку зрения Фонвизина по многим вопросам. Жизненные советы, которые Стародум дает Софье, его диалоги с Правдиным отличаются мудростью, гражданской позицией передового человека своего времени. Его мысли и рассуждения достойны уважения. Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества. Стародум учит читателей быть честными друг с другом, быть добрыми друг к другу, быть искренними и не раз доказывает, что ум - одно из главных сокровищ жизни.

Сам писатель был сторонником идей новой эпохи, а созданная им комедия пережила разные времена и до сих пор не сходит с театральных подмостков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем смысл финала комедии Фонвизина «Недоросль»?
  • О каких истинных и ложных ценностях говорит Стародум? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Речь как средство характеристики персонажей комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Отзыв об одной из театральных постановок комедии Фонвизина «Недоросль»