Докажите, что образ Швондера представляет собой характерный пример сатирического образа (по повести Булгакова «Собачье сердце»)


В сатирической повести «Собачье сердце» (1925 год) Михаил Булгаков представил читающей публике художественное обобщение отрицательных явлений в жизни молодой послереволюционной республики. Сделал это остро, талантливо, именно поэтому строгая советская цензура запрещала полностью печатать произведение до 80-х годов 20 века.

Острие булгаковской сатиры направлено в том числе на Швондера, второстепенного персонажа повести, но очень яркого примера сатирического образа. Автор использует иронию, гиперболу, гротеск, диалоги, характеристику другими героями, иногда намеренно искажая и преувеличивая человеческие недостатки.

Впервые на страницах повести Швондер появляется в квартире профессора Преображенского по поводу уплотнения и переселения жильцов. Ученому предлагают освободить две комнаты из семи. Новоиспеченный председатель домкома и его коллеги угрожают подать жалобу в высшие инстанции на Преображенского, когда тот отказывается выполнять их приказ. Автор отмечает, что говорит Швондер с ненавистью. Только вызывающая уверенность куда-то исчезает, когда домкомовцы слышат разговор профессора с влиятельным лицом по телефону: «Четверо застыли. Снег таял у них на сапогах». Какой гротеск! Героев сразу бросило в жар! Услышав, что профессору обеспечено получение «бумажки, окончательной, фактической, настоящей», при наличии которой профессора не будут беспокоить, Швондер покинул квартиру.

Вот так вели себя дорвавшиеся до власти пролетарии – случайные люди, ничего не понимавшие в управлении государством. Профессор понимал, что с такими руководителями «пропал калабуховский дом». Пока эти деятели кричат лозунги, в санузлах замерзнут трубы, лопнет котел в паровом отоплении… Боялся, что придется скоро уезжать, но куда? Везде так: они только проводят собрания, заседания, митинги, занимаются революционной агитацией, а прямая работа управдомов их не интересовала. В подъездах воровство, грязь, убрали ковры с лестниц. «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?» – отсутствие культуры возмущало профессора. Созидать они не могут, только разрушают.


Шарикова Швондер взял под свою опеку. Воспитывает его в «марксистском духе». Он стал его духовным наставником. Внушает подопечному, что пролетариям можно все отнять у тех, кто заработал честным трудом, и поделить, чтобы ни в чем себе не отказывать. Снабжает Шарикова идеологической литературой, воспитывает единомышленника. Для Швондера есть надежная программа действий: «Кто был ничем, тот станет всем» – так вскоре заявит и Шариков. Не без участия Швондера Шариков получает должность завотделом по очистке города от бродячих животных.

Швондер понимает, что подчинив себе Шарикова, он может натравить его на Преображенского. Профессор, называя Швондера главным дураком, искренне удивляется его глупости. Шарикова без труда можно натравить Швондера, и тогда только откроется его ужасная сущность.

Продолжая свое воспитание, Швондер научил говорить Шарикова по-своему – штампами: «трудовой элемент», «революционный интерес». Вот уже Шариков требует прописку, учетную карточку. Домком посоветовал имя Шарикову – Полиграф Полиграфович, вместе нашли его в календаре. А у самого Швондера в повести не упоминается ни имя, ни отчество, какой-то обезличенный тип. И не случайно. Это собирательный сатирический образ представителя новой власти, для которого не имя, а «документ – самая важная вещь на свете».

В конце повести «злорадный и бледный председатель Швондер» приходит в квартиру профессора с милицией, обвиняя ученого в убийстве Шарикова. А когда Борменталь пообещал собственноручно сбросить Швондера с лестницы, председатель просит занести эти слова в протокол. Он никак не может смириться, что профессор живет с ним в одном доме.

Такие Швондеры и Шариковы оказались в обществе очень живучими. Наглые, невежественные, рвущиеся к власти, самоуверенные, кричащие о своих правах на все и вся, мешали и мешают развитию страны.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что в поведении и высказываниях профессора Преображенского вы принимаете? Что вызывает ваше активное неприятие? (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
  • Кто из персонажей повести Булгакова «Собачье сердце» вызывает у вас наибольшие симпатии?
  • Как вы прокомментируете размышления профессора Преображенского о «разрухе»? (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
  • Как вы думаете, почему в повести такое большое место отведено необычным внутренним монологам Шарика? (по повести Булгакова «Собачье сердце»)