Как вы прокомментируете размышления профессора Преображенского о «разрухе»? (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
Повесть «Собачье сердце» была написана в переходный период, когда рушились создаваемые веками общественные порядки, и на смену им революционным вихрем ворвались новые. Перемены так всколыхнули все слои населения, что вспыхнула гражданская война. Она закончилась, но осталось много вопросов. У народа было много сомнений, раздумий: как жить дальше, созидать или стереть остатки прошлого напрочь? Хотелось найти правильные ответы в этой неразберихе.
Мне кажется, именно об этом и размышлял талантливый Булгаков, когда писал обличительный монолог профессора Преображенского о разрухе. «Певуны» (так он называет представителей нового порядка) призывают «Бей разруху!» Что это такое? Может быть, ведьма с клюкой, которая разбила все стекла и потушила лампы? Он утверждает, что разрухи не существует совсем. Она «не в клозетах, а в головах». И приводит примеры из окружающей их обстановки, в калабуховском доме. Почему надо разрушать то, что создавалось такими же людьми? Зачем жечь паркет в печках, ходить по мраморным лестницам в грязных калошах и валенках? Почему-то убрали цветы с площадок, ковер с парадной лестницы тоже исчез. Парадный подъезд забили досками, и приходится ходить через черный ход. Это делают те люди, у которых разруха сидит в головах. Но ее можно искоренить, если «каждый из них должен лупить себя по затылку», чтобы выбить из себя мировую революцию и займется чисткой «клозетов», сараев, начнет подметать трамвайные пути.
Разруху устроить можно просто: перестать заниматься каждому своим делом: профессору перестать оперировать каждый день, горничной перестать следить за чистотой в уборной – вот и начнется беспорядок. А если каждый начнет заниматься своим делом – «разруха исчезнет сама собой». Подводя итог, профессор Преображенский успокаивает Борменталя, что контрреволюции в его словах нет, а все это лишь «здравый смысл и жизненная опытность».
Выражение после публикации стало популярным и выдержало проверку временем на правильность. Можно вспомнить 90-е годы 20 века, когда вновь наступило время перемен и разрухи. Россия вновь стояла на перепутье, выбирая новую модель экономического развития, по которой ей предстояло жить в дальнейшем. Опять царила неразбериха: бандиты, спекулянты, обнищание населения. Одни теряли голову от взлета, другие – от безысходности.
Булгаков оказался прав: грубое вмешательство в природу, насильственное изменение процессов в социальном развитии приводит к неблагоприятным результатам. Об этом не стоит забывать, история не раз доказывала эту истину.
Вместо заключения
Профессор Преображенский из повести "Собачье сердце" Михаила Булгакова представляет собой интересного персонажа, чьи размышления о "разрухе" могут быть прокомментированы с разных точек зрения.
Научная перспектива. Преображенский, как выдающийся ученый, склонен анализировать "разруху" в контексте биологических и социальных процессов. Его размышления могут основываться на том, как изменения в обществе и медицине влияют на здоровье и поведение людей.
Социально-исторический контекст. Время, в которое действует профессор Преображенский, - это эпоха революционных перемен, гражданской войны и экономической нестабильности. Его взгляды на "разруху" могут отражать беспокойство общества и страхи перед последствиями политических и социальных потрясений.
Философский аспект. Размышления Преображенского о "разрухе" могут включать в себя философские рефлексии о природе человеческого существования, его взаимосвязи с окружающим миром и способности адаптироваться к переменам.
Психологический подход. Профессор может также рассматривать "разруху" через призму психологии, анализируя ее влияние на психическое состояние людей и их способность к адаптации.
В целом, размышления Преображенского о "разрухе" могут быть интерпретированы как отражение его личных взглядов, опыта и понимания мира в контексте сложного времени и обстановки, описанной в повести "Собачье сердце".