Как вы думаете, почему в повести такое большое место отведено необычным внутренним монологам Шарика? (по повести Булгакова «Собачье сердце»)
Повесть Булгакова «Собачье сердце» интересна тем, что о происходящих событиях читатель узнает не только от автора. В ней большое место отводится внутренним монологам Шарика.
Начало произведения необычное. Несколько страниц занимает разговор бездомного пса с самим собой. Но и в дальнейшем повествование ведется то от лица автора, то незаметно подключается внутренняя речь Шарика. Из нее можно многое узнать о самом персонаже, увидеть оценку других героев, посмотреть его глазами на окружающую обстановку. Можно наблюдать, как меняется Шарик с течением времени, с изменением обстоятельств в его жизни.
Зимний вьюжный вечер. В темной подворотне бездомный пес с ошпаренным боком воет от нестерпимой боли. Его мысли о том, как и где поесть, как залечить больной бок. Кругом злые люди били сапогом, кирпичом по ребрам. Проходящая мимо девушка назвала его Шариком. Пес с иронией замечает, что не похож он на упитанный круглый шарик – он лохматый, долговязый и рваный бездомный пес. Больше всех он ненавидит дворников, считая их самой гнусной «мразью» из всех пролетариев, и котов. Он знает, что швейцар даже опаснее дворников.
В этот вечер собиравшийся умирать Шарик приметил «умственного труда господина», который вышел из кооператива Центрохоза. Он удивился, зачем этот человек зашел в дрянной магазинчик, но потом понял – за колбасой для него, Шарика. Так пес оказался в квартире на Пречистенке у профессора Преображенского.
Из этого монолога мы узнаем, что пес очень умный. Его многому научила жизнь: он много знает и у него есть свои суждения об этом. На лозунг «Возможно ли омоложение?» пес с изуродованным боком остроумно отреагировал. Запах краковской колбасы натурально омолодил, поднял с брюха, стеснил пустой желудок. Он понимает людей, умеет читать, различает цвета, сочувствует девушке, судьба которой такая же незавидная. Он понимает, что его рабская покорность (за кусок колбасы) спасает ему жизнь, и он отдает себя во власть господина.
Оказавшись у Преображенского, пес быстро сообразил, что его положение изменилось. Здесь «пролетарием не пахнет». Гордится тем, что он, безродный пес, превратился в «господина Шарика». Он наблюдает за происходящим, многое ему непонятно, но главное он усвоил: ему тут хорошо, тепло, он сыт. Профессора он считает божеством, магом, правда, не понимает, отчего он так всемогущ. Когда Шарик наблюдал посещение квартиры Швондером и его коллегами, он с восхищением подумал о своем господине: «Как оплевал его! Ну и парень! … теперь я отсюда не уйду».
Интересно, как за неделю меняется Шарик не только внешне. Если сначала он беспокоился, зачем он понадобился профессору, то потом уже начинает думать по-другому: у него есть достоинства, за которые его здесь оценили. «А может, я и красивый»? Как гордится он красивым ошейником, чувствуя на себе завистливые взгляды встречных псов! Боязнь быть выгнанным сменилась какой-то уверенностью в том, что он избранный, что вытащил счастливый билет. Смотрит на прислугу свысока. А профессора считает магом из собачьей сказки. В этот момент он схож с человеком, который вкусив хорошей жизни, очень меняется.
Во время операции внутренний голос Шарика исчезает. Вновь размышления Шарика читатель прочтет в самом конце повести, когда его «мысли в голове … текли складные и теплые». Он был рад, что «утвердился» в этой квартире. Наблюдал за своим седым волшебником, за его экспериментами.
Внутренние монологи Шарика Булгакову помогли полнее раскрыть замысел повести. Размышления пса и авторские описания позволяют читателю вникнуть во внутренний мир этого необычного героя повести.
Вместо заключения
Внутренние монологи Шарика в повести "Собачье сердце" Михаила Булгакова играют ключевую роль в раскрытии сюжета и темы произведения. Вот несколько возможных причин, почему им уделено такое большое внимание:
Использование приема перспективы. Монологи Шарика позволяют читателю взглянуть на события с его точки зрения, а также видеть внутренний мир собаки, которая становится объектом эксперимента Преображенского. Это создает интересный контраст между внешними проявлениями и внутренними переживаниями персонажа.
Проявление темы человечности и чувств. Внутренние монологи Шарика помогают читателю понять, какие изменения происходят с его сознанием после операции, превращающей его из собаки в человека. Это позволяет автору исследовать темы человечности, идентичности и чувств, подчеркивая важность внутреннего мира каждого существа.
Создание драматического напряжения. Монологи Шарика добавляют драматического напряжения и интриги в повествование, поскольку читатель становится свидетелем внутренней борьбы и противоречий, которые возникают в его разуме после операции. Это поддерживает интерес к сюжету и заставляет задуматься над моральными и этическими вопросами.
Раскрытие характера и эволюции персонажа. Через монологи Шарика читатель может отслеживать его эмоциональное состояние, внутренние конфликты и постепенное изменение личности под влиянием операции. Это помогает раскрыть сложный характер персонажа и его эволюцию на протяжении повести.
Таким образом, внутренние монологи Шарика являются важным литературным приемом, который позволяет автору эффективно передавать темы, конфликты и эмоции, а также создавать интересные персонажи и захватывающий сюжет.