Духовный свет страниц романа Шмелева «Лето Господне»


Роман Шмелева «Лето Господне» написан писателем в период эмиграции, в тот момент, когда душа его рвалась на Родину. Воспоминания о древних праздниках, укладе людей перемежаются с восторгом упоения о тех днях детства.

Русский быт не мог существовать сам по себе, он неразрывно связан с православием, природой и искусством. Главный герой — шестилетний Ваня смотрит на мир глазами, наполненными жаждой познания. Рядом с ним его духовный наставник Михаил Горкин. Он показан настоящим праведником, похожим внешне на Николая Чудотворца. Именно старый плотник внушает мальчику основные христианские истины, дает мудрые советы, обращает внимание на красоту, которая заключена вроде бы в обыденных вещах. Это колокольный звон, пение птиц, солнечное утро.

Окружающая обстановка, традиционные приготовления к праздникам тоже оказали влияние на маленького Ванечку. Он помнит, как кололи лед на реке и складывали его в погреб, как солили огурцы и квасили капусту.

Духовный свет — это свет, который идет от человека изнутри, наполняет его добротой, радостью, восторгом и благодарностью. Если в человеке присутствует духовное начало, он может передать его другим. Ваня наполняет свою душу этим теплом и светом. Помогают ему в этом его наставник Горкин, отец Сергей Иванович и окружающий мир.


Отец для ребенка тоже служит источником света. Строгий, но справедливый хозяин чтит все традиции и обряды. С особой радостью он ждет праздников, чтобы одарить всех обездоленных. В будние дни к нему стекается огромное количество народа, чтобы наняться на работу, так как Сергей Иванович считается щедрым и честным человеком. С сыном у мужчины складываются особые трепетные отношения, основанные на доверии и любви.

Шмелев считает, что главную роль в становлении духовного развития ребенка играет семья и то окружение, в котором он воспитывается. Наблюдая и анализируя происходящее, мальчик проникается любовью к Богу, в маленьком сердечке прорастают ростки добра. Это отчетливо видно из его размышлений. Он переживает за Дениску, старается помочь отцу выздороветь. Для этого он горячо молится, надеется на икону целителя Пантелеймона.

Тем не менее у Вани не слепая любовь к отцу, а настоящая. Именно вера помогает ему пережить смерть Сергея Ивановича. В библии мальчик прочитал, что после ухода из этой жизни святые люди воскреснут. Надежда и вера уже поселились в сердце ребенка.

Язык произведения богат и удивителен. Каких только выразительных средств не использует автор. Это объемные метафоры, причудливые эпитеты, сравнения и олицетворения. Каждая вещь оживает, становится такой же святой, наполненной добротой и светом.

Спустя много лет Иван Шмелев вспомнит все подробности своего радостного детства. И слова дорогих ему людей, и золотистые купола храма, и свет, струящийся откуда-то с неба. Душа взрослого человека умиленно насладится и заплачет от того, что многое утеряно в России. Нет того предчувствия праздника, многие традиции забыты. А на смену духовному свету приходит равнодушие и забвение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания романа Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ главы «Пасха» романа Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ главы «Рождество» романа Шмелева «Лето Господне»
  • Проблематика романа Шмелева «Лето Господне»