Анализ главы «Рождество» романа Шмелева «Лето Господне»


«Лето Господне» — автобиографический роман Ивана Шмелева, показывающий патриархальный купеческий быт. Все главы — это отдельные очерки православных праздников. В них раскрываются обряды проведения, христианские заповеди, порядок празднования.

В центре главы ребенок — маленький Ваня. Именно его глазами мы видим окружающий мир. Из главы «Рождество» узнаем об этом празднике, его порядках, обычаях. Многие исследователи творчества Шмелева говорят о его «вещности». Через восприятие быта, деталей читатель попадает в ту эпоху и растворяется в ней. Вот и здесь обозы с продуктами тянутся в Москву на Конную площадь. Чего только здесь нет — гуси, поросята, рябчики, солонина. Все готовятся, закупают много мяса.

В доме начинается предпраздничная суматоха. Приносят паука, специальную щетку, чтобы обметать паутину. Начинается суетливая уборка, до блеска моют ручки дверей, вытаскивают на снег мебель, белят ризы на образах, расстилают специальный рождественский ковер с розами. В гостиной ставят праздничный стол, готовят угощение для всех, кто придет поздравлять. Подготовка является праздником для русской души.

Встреча Рождества — самое главное в этой главе. Ваня с особым нетерпением ждет первой звезды. Везде царит атмосфера ожидания и нетерпеливого восторга. Никто не замечает, что мороз крепчает, все только подпрыгивают и веселятся.

В этот день все должны быть добрыми, милосердными, помогать друг другу и не держать зла. Отец мальчика тоже жертвует деньги нищим людям. В кабинете он раскладывает монеты, чтобы всем досталось поровну.

В церкви особое настроение. Ване кажется, что «церковь воссияла». Воссияли все люди, которые находились на службе. Такие счастливые лица были у собравшихся. Автор хотел сказать этим, что люди, которые верят, обретают истинное счастье.


Праведник романа Михаил Горкин рассказывает Ване истории о рождественской звезде, о волхвах. Считается, что в этот день любая «тварь земная» радуется, играет. Ваня подходит к конуре Бушуя. Гладит собаку и понимает, что она тоже радуется сегодняшнему дню. В конюшнях кони уши навострили, копытцами перебирают, чуют праздник.

В этой главе писатель переплетает высокое и бытовое, божественное и обыденное.

Особое внимание следует уделить красками. В основном здесь преобладают золотые, голубые и розовые цвета. Все они смешаны, гармоничны, символизируют чистоту и радость земную. Везде гармония цвета, гармония мира. Это таинство, которым так дорожат русские.

Синтаксические конструкции писателя передают особый восторг. Восклицательные предложения, односоставные говорят о взволнованности и эмоциональности героя.

Не менее значимы и звуки Рождества. Гул колоколов наполняет не только улицы, но и души. Всем кажется, что земля радуется.

Праздники сближают людей, объединяют. Неслучайно такие дни празднуют всем миром. Здесь представлены большое социальное разнообразие: плотники, купцы, дети, нищие. Это черта присуща русским людям — объединяться в горе и в радости.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания романа Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ главы «Пасха» романа Шмелева «Лето Господне»
  • Проблематика романа Шмелева «Лето Господне»
  • Духовный свет страниц романа Шмелева «Лето Господне»