История создания романа Шмелева «Лето Господне»


«Лето Господне» — роман Ивана Шмелева, написанный им за границей. Сначала в Берлин, а потом в Париж писатель эмигрировал в 1922 году. Революцию, которая произошла в 1917 году, Шмелев хотел принять, но не смог, поэтому покинул страну. Мировоззрение Ивана Сергеевича шло вразрез с революционными идеями. Но любовь к той, далекой России, писатель сохранил в своем сердце до конца жизни.

Неслучайно работа над произведением длилась долгих 15 лет. Сначала роман писался с 1927 по 1931 год, потом после перерыва с 1933 по 1944 год. Напечатан в парижском издательстве в 1948 году. В России «Лето Господне» появилось в 1988 году.

Посвящены главы супружеской паре Ивану и Наталье Ильиным. С философом Шмелев подружился, находясь в эмиграции. Далее последовала переписка. Насчитывается более четырёхсот писем, написанных писателем Ильину. В ответ он получил около двухсот пятидесяти.

Название писатель взял из библии. Считается, что отрывок об упоминании лета господнего Иисус Христос прочитал перед прихожанами в Назарете. Эпиграфом служит стихотворение А.С. Пушкина. В этих строках раскрывается главная тема стихотворения — уважение к памяти предков и любовь к Отчизне.

Автор в своих воспоминаниях воскрешает образ утраченной Родины. Его детство в Замоскворечье вырастает до масштабного образа той страны, которую он потерял. Перед героем вновь появляется отец — Сергей Иванович Шмелев, подрядчик на стройке. К нему стекалось огромное количество рабочих, так как он был честным и справедливым человеком. Между мальчиком и отцом складываются очень трогательные отношения.


Другие герои, упомянутые в тексте, также оказали огромное влияние на мировоззрение мальчика. Это праведник Михаил Горкин, приказчик Василий Васильевич. Неслучайно в романе упоминается прабабка Устинья. Именно она является хранительницей всех обычаев и непререкаемым авторитетом.

Время в романе как будто движется по спирали, создавая ощущение периодичности, предсказуемости. Праздники сменяют один другой, но в каждом из них своя история, обычаи, угощения. Чистый понедельник. Пасха. Благовещенье.

Шмелев был мастером в изображении быта и труда людей. Читатель видит как на равных трудятся все: хозяин, прислуга, нанятые работники. Особое восхищение труду умельцев. Например, Горкин восхищается золотыми куполами храма, которые уставлены стропилами. А с каким восторгом наблюдает мальчик за работой плотника Андрейки.

Окружающий мир для Вани наполнен радостными, светлыми запахами, звуками, картинками. Спустя призму времени в герое еще живо то чувство сладкого упоения природой, божественного предназначения.

Язык автора содержит в себе элементы литературной речи, устного народного творчества и церковнославянскую лексику. Это помогает приблизиться к тому времени, о котором с таким упоением рассказывает шестилетний Ванечка.

Таким образом, Шмелев создал произведение, которое стало эпической поэмой о России, многоликой, патриархальной, с ее традициями и укладом. Воспитываясь в такой стране, человек становился духовно богатой личностью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ главы «Пасха» романа Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ главы «Рождество» романа Шмелева «Лето Господне»
  • Проблематика романа Шмелева «Лето Господне»
  • Духовный свет страниц романа Шмелева «Лето Господне»