Две России в поэме Гоголя «Мёртвые души»
Поэма «Мертвые души» - многогранное творение великого мастера слова 19 столетия, Николая Васильевича Гоголя. На ее страницах автор показал российскую действительность того времени. Традиционно критики отмечают, что Гоголь изобразил две России: Россию помещиков и чиновников, мертвую, лишенную души и других нравственных качеств, и Россию крепостных людей, неграмотных и ограниченных, настоящих рабов. Причем, сделал он это так искусно и правдоподобно, что по поэме «Мертвые души» мы можем изучать историю второй четверти девятнадцатого века.
По масштабности и достоверности изображения произведение Гоголя можно сравнить с романом в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, которое, по мнению критика В.Г. Белинского, стало настоящей энциклопедией русской жизни.
Наиболее многопланово у Гоголя представлены образы помещиков, в гости к которым заезжает главный герой, Павел Иванович Чичиков. К слову говоря, они так похожи на помещиков Пушкина. Вот перед нами Манилов, человек приятной наружности, обходительный и мечтательный. Он весь какой-то сахарный, от его приятности становится плохо. Кажется, ее слишком много. Наверное, таким мог стать Ленский в романе «Евгений Онегин», если бы трагически не погиб на дуэли.
Коробочка постоянно суетится, занимается своим хозяйством, ничего не упуская из виду. И таким поведением она похожа на мать Татьяны Лариной. Кутила и пьяница Ноздрев имеет сходные черты с Буяновым, а Плюшкин - с Гвоздиным, владельцем нищих мужиков.
Но не это главное в поэме. Чиновники и помещики совершенно потеряли человеческий облик. Они эгоистичны, заботятся лишь о личной выгоде. Чиновники погрязли во взяточничестве, стали виртуозами своего дела. Помещики унижают крестьян, забывая о том, что они тоже люди и достойны другой жизни и других условий.
Вторая Россия, крепостническая, показана Гоголем такой, какая есть на самом деле, без розовых красок. Лакей Петрушка не имеет представления о том, что нужно следить за собой и мыться. От него постоянно исходит неприятный запах, да только это не волнует юношу. Служанка Коробочки не знает, где лево, а где право. Кучер Селифан любит выпить. Но именно для этих людей Гоголь находит теплые слова. Писатель задумывается о судьбе крепостных, задается вопросом, как же они выжили, как смогли пройти через все испытания. Автор предлагает читателю посмотреть на образы таких крестьян, как Иван Колесо, Еремей Сорокоплехин, Степан Пробка. Именно для них, сердечных, приберег автор особенную интонацию.
Проанализировав эти образы России, представленные в поэме «Мертвые души», невольно задаешься вопросом: а есть ли что-то светлое на Руси? Есть ли то, что не затронула коррозия, то, что осталось чистым и светлым? Гоголь верит, что есть, обязательно должно быть. Поэтому в конце поэмы появляется третий образ России - тройка, «летящая в будущее», в то будущее, в котором нет маниловых и плюшкиных. Ее путь пока не известен, но он точно уведет нашу страну от печальной действительности.