Обличение крепостничества в поэме Гоголя «Мёртвые души»


В творчестве великого русского писателя 19 столетия, Николая Васильевича Гоголя, поэма «Мертвые души» занимает ведущее место. В ней автор представил на суд читателя российскую действительность, выставив напоказ все пороки русского общества. Путешествие главного героя, Павла Ивановича Чичикова, позволяет автору показать те места, в которые он заезжает, и рассказать о своих мыслях относительно жизни помещиков и крестьян. Нас же сегодня будет интересовать тема крепостничества.

Главный порок крестьян, по мнению Гоголя, - пьянство. Ради того, чтобы пьянствовать, мужик готов солгать барину. Этот вывод мы делаем, наблюдая за тем, как крепостной крестьянин просит разрешения у Манилова отлучиться на работу, а на самом деле мечтает только о выпивке. Наверное, подобные ситуации не редкость во владении бесхозяйственного помещика. Но не тут-то было! Не против покутить и кучер Чичикова, Селифан, а ведь главный герой поэмы во всем любит порядок, с Маниловым его точно не сравнить! Крепостной оправдывает свое пьянство тем, что встретился с хорошим человеком, и совсем не боится получить наказание за свой поступок. Последствия такого поведения не волнуют простых людей. Привыкшие к физическому труду, они снимают усталость с помощью выпивки и не видят в этом ничего зазорного. Духовно крепостные люди не развиты, поэтому пьянство и кутеж - это единственные доступные для них способы расслабиться, снять напряжение трудового дня.

Непросвещенность, отсутствие воспитания - не единственные пороки, которые характерны для крепостных крестьян. Помимо этого, их отличает еще и нечистоплотность. Показателен тот факт, что малолетняя служанка Коробочки даже не разбирается в том, где право, а где лево. Служанка Плюшкина не умеет читать и писать. А Петрушка не считает нужным мыться, и исходящий от него запах совершенно не волнует юношу.


Но самая большая проблема крепостничества заключалась даже не в этом. Гоголь показывает наивность и глупость крестьян, их рабское преклонение перед помещиком. Простой люд полностью зависел от своего барина. Но жизнь их существенно отличалась друг от друга. Если крестьяне Собакевича жили хорошо и ни в чем не нуждались, потому что их помещик был трудолюбивым и хозяйственным, то условия жизни крестьян у Плюшкина больше подходили под определение «нечеловеческие». Их дома давно развалились, да только это не беспокоило людей. Они ни к чему не стремились, не желали ничего менять. Для дворни у Плюшкина были одни только сапоги, по улице они ходили босиком. Помещик унижал своих крепостных, постоянно подозревал их в воровстве, они же все безропотно терпели.

Рабская покорность прослеживается и в поведении Селифана. Он с легкостью подчиняется господской воле и дает себя высечь. И это показатель того, что кучер не видит в себе самостоятельной личности, он зависим от хозяина.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что многолетний крепостной труд, необразованность и ограниченность, а также рабская психология стали основными чертами характеров крепостных людей девятнадцатого столетия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Обличение бюрократизма в поэме Гоголя «Мёртвые души»
  • Две России в поэме Гоголя «Мёртвые души»
  • «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» - Гоголь (по поэме «Мёртвые души»)
  • Отзыв о поэме Гоголя «Мертвые души»