«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» - Гоголь (по поэме «Мёртвые души»)


Поэма «Мертвые души» - легендарное произведение великого мастера слова, Николая Васильевича Гоголя. Путешествие главного героя, Павла Ивановича Чичикова, позволило автору показать читателю целую галерею помещичьих образов. Как говорил сам писатель, «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Эти характеры дают понимание того, что Гоголя интересовала не авантюрная интрига в поэме, а описание русской жизни того времени, ее противоречия.

Выбранная последовательность образов помещиков имеет свое основание - развитие сюжета. Оказавшись на балу у губернатора, Чичиков сводит знакомство с Маниловым и Собакевичем, которые зазывают его в гости. Именно поэтому первым портретом в галерее Гоголя в произведении стал Манилов. Следующим по плану был Собакевич. Но случайность изменила планы Чичикова. Герой заблудился и оказался у Коробочки. Затем, встретившись в трактире с Ноздревым, погостил у него и лишь после отправился к Собакевичу, от которого узнал о Плюшкине, владельце почти тысячи душ, умирающих с завидным постоянством. Этот помещик, конечно, был лакомым кусочком для Павла Ивановича. К нему он и направился от Собакевича.

Видя последовательность образов в поэме, нам кажется, что автор расположил их так неспроста. Выявляется настоящая закономерность: у каждого следующего героя выше доход и большее количество «мертвых душ», которые покупает Чичиков. Но есть в этом и другой смысл: автор с каждым новым героем показывает все большую деградацию, которая зависит от неконтролируемого богатства и бесцельности существования русских помещиков.


Есть и еще одно объяснение названной последовательности и связано оно с отношением героев к материальному миру. Уже стало традицией делить персонажей поэмы «Мертвые души» на накопителей и расточителей и они последовательно сменяют друг друга. Первым был Манилов, его относят к расточителям, Коробочка же, следующая в этом ряду, - накопитель. Затем Чичиков попадает к расточителю Ноздреву, от него едет к накопителю Собакевичу. А вот Плюшкина нельзя однозначно отнести ни к одному виду. Это самый сатирический образ, его еще именуют «прорехой на человечестве».

Бытует и иная точка зрения. Принадлежит она известному литературоведу Ю.В. Манну. Критик считает, что помещики расположены в соответствии со степенью возможности возрождения их душ. Он отмечает, что в описании Манилова нет портретных характеристик персонажа. Автор большее внимание уделяет окружающим вещам, а не этому помещику. Это яркое свидетельство того, что в Манилове умерла душа, и что-то сделать, чтобы ее оживить, уже вряд ли получится. А вот у Плюшкина «глазки живые», значит, только он способен вернуться к нормальному человеческому существованию. Глаза ведь - зеркало нашей души.

Таким образом, посмотрев на главных героев поэмы, мы увидели, что Гоголь сумел показать картину дворянских усадеб, в которых бессмысленной и ленивой жизнью живут их владельцы, душевно давно умершие помещики.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Обличение бюрократизма в поэме Гоголя «Мёртвые души»
  • Обличение крепостничества в поэме Гоголя «Мёртвые души»
  • Две России в поэме Гоголя «Мёртвые души»
  • Отзыв о поэме Гоголя «Мертвые души»