Герои комедии Фонвизина «Недоросль»

Пьеса Фонвизина «Недоросль» (1782) написана в эпоху классицизма. В соответствии с канонами направления в комедии откровенно поставлена общественно-политическая проблематика: обличение невежества и злонравия провинциального дворянства, воспитания детей в этой среде.

Герои пьесы либо полностью положительные, либо до конца отрицательные. Автор наделяет их говорящими фамилиями. Положительные персонажи декларативно излагают авторскую точку зрения на проблему. Схематизм характеров компенсируется яркостью образов, афористичностью языка, юмором.

Главные герои комедии Фонвизина «Недоросль»

Отрицательные персонажи

Это представители «старого дворянства», всё ещё живущего идеями крепостничества и феодализма. Их главные ценности — богатство и положение в обществе.

Митрофан Терентьевич Простаков — недоросль шестнадцати лет. В XVIII в. «недорослями» назывались молодые дворяне, не имевшие письменного подтверждения от учителя о получении необходимых знаний. Таковых не принимали на службу и не допускали к венчанию (вступлению в брак).

Митрофан избалован: его полностью опекают слуги и нянька. Сын своей матери, он любит деньги, груб, не уважает родителей. Как и его батюшка, Митрофанушка безволен, всё за него решает мать. Юнец категорически не хочет учиться, зато наделён отменным аппетитом и мечтает о женитьбе, которая кажется ему неким развлечением.

Госпожа Простакова — невежественная, но хитрая женщина. Она жадна, стремится к наживе и при этом неразборчива в средствах. Незаконно взяв Софью на попечение, она обкрадывала сироту. Узнав, что за Софьей дядя оставляет состояние, решила женить на ней сына. Когда приехал законный опекун, пыталась выкрасть девушку, чтобы обвенчать тайно с Митрофаном. Жестока с крепостными, обирает их до нитки, домашняя челядь тоже страдает от злого нрава помещицы.

Митрофанушка — её главная привязанность, она печётся о его беззаботной жизни, которая для неё синоним счастья. К шестнадцатилетнему юноше мать относится как к дитяти. Простакова воспитывалась в недоверии и отрицательном отношении к образованности, в том же духе воспитывает сына. Умение девушек читать и писать вызывает в ней возмущение. Делая уступку требованиям времени, она наняла ему маломальских учителей, но результаты обучения мать вовсе не волнуют.

Терентий Простаков — официальный глава семейства, фактически — подкаблучник. Простаков безвольный человек, он боится своей сварливой жены, во всём ей угождает и не имеет своего мнения. К сыну относится с родительской любовью, почитает его умником. Сам неграмотный, прочесть письмо для него — непосильная задача. В сущности, он незлой человек, ему не нравится обращение жены с крепостными, но страх перед ней удерживает его от противоречия.

Тарас Скотинин — достойный брат госпожи Простаковой. Столь же груб и дик. Он вознамерился жениться на молоденькой Софье, но приглянулась ему не девушка, а её имение. Скотинин пристрастен к свиньям, с ними у него связано представление о богатстве. Софья как личность его не интересует, он даже не намерен обеспечить ей приличные условия жизни после женитьбы. Увидев в племяннике неожиданного соперника, набрасывается на него, готов покалечить, не желая упускать приданое.

Положительные герои

Они сочувствуют идеям Просвещения, их ценности: честность, любовь к отечеству, высокая нравственность и образованность.

Стародум — дядя Софьи (брат её матери), опекун. Честным трудом нажил состояние в Сибири, чтобы племянница могла выйти замуж за достойного человека, не оглядываясь на его материальное положение. Стародуму шестьдесят лет, в нём жив дух Петровской эпохи. Этот человек никогда не искал чинов, сознательно удалился от двора, чтобы сохранить душу от придворных интриг.

Всю жизнь он честно служил отечеству, его кредо: «…имей сердце, имей душу, — и будешь человек во всякое время». Всё прочее, по его мнению, в том числе ум и знания, подвержено моде. Стародум — главный выразитель воззрений автора, в его образе Фонвизин показал примерного воспитателя.

Дядя, в отличие от Простаковой, со своей племянницей разговаривает на равных. Он делится с ней мудростью, приобретённою жизненным опытом. Свои полномочия в устройстве брака девушки он сводит к ограждению Софьи от дурного человека. В остальном — дело её сердца.

Софья — племянница Стародума, образованная девушка, воспитанная, благородная, добрая. Она рано осталась сиротой, родители её были достойными людьми. Живя в семье Простаковых, она остаётся верна своему воспитанию, не уподобляется им, ценности этих людей остаются ей чуждыми. Софья глубоко уважает своего дядю, благодарна ему. Объект её любви — человек доброго нрава.

Милон — офицер, честный человек, возлюбленный Софьи. Невесту он знает с детских лет, его отношение к ней основано на дружбе и уважении.

Правдин — чиновник, назначенный для выяснения дел семьи Простаковых. Ему стало известно о бесчеловечном отношении госпожи к крепостным, о мошенничестве в отношении Софьи. При содействии Стародума и Милона Правдин обличает Простакову, помещица теряет имение, которое переходит государству.

Второстепенные герои комедии Фонвизина «Недоросль»

Тришка — крепостной Простаковых, портной-самоучка. Если не угодит госпоже шитьём, его ждёт наказание.

Еремеевна — нянька и кормилица Митрофана, крепостная. Самозабвенно любит своего подопечного, готова грудью защитить его от дюжих кулаков Скотинина. За верную службу от хозяйки получает «по пяти рублей в год да по пяти пощёчин в день».

Кутейкин — учитель словесности для Митрофана, окончивший только младший класс семинарии — риторику. Далее попросил увольнения, убоясь «бездны премудрости».

Цыфиркин — сержант в отставке. Знает арифметику, чему пытается обучать Митрофанушку. Третий год безуспешно бьётся с парнем над ломаными (дробями).

Вральман — учитель Митрофана по французскому и по всем наукам, немец. Он представился учёным, на самом деле — бывший кучер. Разумеется, ничему не учит.

Карикатурные образы учителей отражают проблему образования дворянских отпрысков в России XVIII века.




Еще герои произведений:

  • Герои рассказа Чехова «Попрыгунья»
  • Герои рассказа Чехова «Размазня»
  • Герои рассказа Чехова «Беглец»
  • Герои рассказа Горького «Челкаш»